Мост Бачелиса


Несомненно, история этого железнодорожного моста заслуживает
внимания.
Мост Бачелиса - один из символов сталинской эпохи. В истории его
создания невероятный энтузиазм, смелость и драматизм того
времени
Мост расположен над шлюзом канала им. Москвы на рижском
направлении Московской железной дороги.
Построен по проекту инженера А.С. Бачелиса.
Возводился в 1935-1936 годах силами заключённых Дмитровлага и
«каналоармейцами», переброшенными из Беломоро - Балтийского лагеря.
Точно подсчитано: на строительство затрачено 69 545 рабочих
человеко-дней, в среднем на работах бывало занято до 250 человек в
сутки. Можно представить, какой гигантский труд скрывается за этими
цифрами.
Долгое время мост считался крупнейшим (по пролету) в СССР и одним
из крупнейших в мире среди железобетонных арочных мостов.
Общая длина моста 200 м, длина пролёта 120 м, ширина 20 м
В 30 годах было решено переустроить участок железной дороги, в
связи со строительством стратегического канала Москва-Волга.
Появилась необходимость строительства моста. Из представленных
проектов был выбран проект Бачелиса, как наиболее рациональный и
эстетичный. Мост имел высокое значение «коэффициента смелости»
(соотношение пологости свода и длины пролёта: чем более полога
арочная дуга и длиннее пролёт, тем выше напряжение на устои). Для
существовавших в то время крупных мостов отношение длины к
пологости составляло 1:2,4—1:4,8, у моста Бачелиса - 1:5,86
Смелый проект вызвал разные реакции. Среди них - обвинение в
авантюризме, рекордсменстве, бюрократические преграды. Но, мы уже
знаем, ценой невероятных усилий, мост был построен. В июле 1936
года объект принят государственной комиссией. В заключении которой,
в том числе, говорится: «Мост через шлюз номер 8 является
выдающимся сооружением, в котором оригинальная конструкция Майяра
впервые в мире применена для столь большого пролёта и при этом для
двухпутного моста под железную дорогу...Учитывая значительный
технический интерес, который представляет столь выдающееся и
необычное сооружение, комиссия считает весьма полезным издание
подробного технического отчёта и альбома постройки моста через шлюз
№ 8, а также опубликование соответствующих статей».
В августе было открыто регулярное движение по мосту.
В январе 1941 года выпущена марка «Дорога к Тушинскому аэродрому» с
изображением моста.

В годы Великой Отечественной войны у моста проходил резервный
оборонительный рубеж. Были подготовлены доты.
Мозаикой с изображением моста Бачелиса украшена станция метро
Новокузнецкая.

Ещё один драматичный момент истории. Дело в том, что знакомые
пассажирам метро мозаики, отражающие достижения сталинской эпохи,
изготавливал по рисункам Дейнеки известный мастер В. Фролов.
Происходило это в блокадном Ленинграде. В пустой холодной
мастерской, Фролов (будучи в преклонном возрасте) кропотливо
подбирал смальту. Замерший, голодный, при свете лучины (удалось
достать керосин), он выполняет заказ. Наконец работа закончена и
отправлена в Москву, а сам художник умирает от голода через
несколько дней...
В 1990 годах мост был обследован, испытан и принят к эксплуатации
без ограничений.
Сегодня по мосту проходят новые «Иволги» второго Московского
центрального диаметра (МЦД) - современной транспортной системы
объединяющей формат пригородных электричек и столичного метро.