Московский монорельс

В районе ВДНХ-Останкино действует единственный в нашей стране монорельс.

Московский монорельс (до 2015 года — Московская монорельсовая транспортная система) — это еще один вид столичного общественного транспорта, представляя собой одно из подразделений Московского метрополитена. Монорельс состоит из единственной линии, расположенной в Северо-Восточном административном округе Москвы. Он полностью проходит по эстакаде над землёй.

Официальная история этого проекта начинается 17 июля 1998 года, когда государственному предприятию «Московский институт теплотехники» (МИТ, который известен прежде всего своими «Тополями» и «Ярсами») совместно с Управлением транспорта и связи и Москомархитектурой (НИиПИ Генплана г. Москвы) было поручено разработать проект программы «Московский монорельсовый транспорт» (срок — сентябрь 1998 года) и предварительное технико-экономическое обоснование создания монорельсовых трасс в Москве (срок — декабрь 1998 года).

Первоначально планировалось построить линию от Ярославского шоссе до путепровода «Северянин», однако позже проект был изменён. Окончательно участок строительства будущей монорельсовой транспортной системы, которая должна связать ВДНХ с ближайшими станциями метро («Тимирязевская» и «Ботанический сад»), был определён 13 марта 2001 года.

20 ноября 2004 года: монорельс принял первых пассажиров, начав работу в «экскурсионном режиме». На линии работало 2 состава, интервал движения составлял 30 минут, время работы по предложению ГУП «Московский метрополитен» установлено с 10:00 до 16:00. Посадка осуществлялась только на станции «Улица Сергея Эйзенштейна». 29 ноября была открыта для входа станция «Тимирязевская».

В июле 2005 года интервал движения был сокращён до 20-23 минут, время работы установлено с 8:00 до 20:00, открыты для входа пассажиров станции «Выставочный центр» и «Телецентр».

10 января 2008 года линия перешла в транспортный режим работы. С этого дня станции были открыты для входа и выхода пассажиров с 7:00 до 23:00.

С 2009 года время прохождения составом полного круга было уменьшено до 39 минут 40 секунд. Минимальный интервал движения поездов также уменьшился с 6 минут 55 секунд до 6 минут 35 секунд.

23 января 2017 года монорельс возвращён в экскурсионный режим: интервал движения 30 минут, режим работы с 8:00 до 20:00. Официально эта мера объяснялась снижением пассажиропотока на монорельсе после ввода в эксплуатацию в 2016 году Московского центрального кольца и нового участка Люблинско-Дмитровской линии.

В качестве макетного образца подвижного состава из двух головных вагонов в 2000 году был приобретён поезд серии P30 швейцарской фирмы Intamin Transportation Ltd. Инженерным центром ТЭМП был разработан асинхронный линейный двигатель, позволяющий увеличить КПД и решить проблемы пробуксовки состава при обледенении ходовой балки. На основе этого поезда были созданы модифицированные серийные составы, получившие обозначение ЭПС и начавшие производиться в 2003 году.

В период 2002—2003 годов в Московском институте Теплотехники (МИТ) в рамках работы по созданию нового типа монорельсовой системы с другими ходовой балкой и габаритными размерами был построен макет нового головного вагона. К макету прилагались фрагмент ходовой балки и ходовая часть вагона. Вагон не эксплуатировался в связи с отсутствием электрооборудования и трассы. Весной 2012 года он был перевезён с территории МИТ на территорию электродепо монорельса «Ростокино» на хранение. В настоящий момент московский монорельс — это единственный в мире монорельс с линейным двигателем.

Всего в составе 6 вагонов, количество мест для сидящих: 44 (по 6 в головных и 8 в промежуточных вагонах).

Было произведено 10 пассажирских шестивагонных составов и одно многофункциональное транспортное средство (специальный состав, состоящий из двух головных вагонов). По состоянию на март 2017 года, эксплуатировались 2 из 10 пассажирских составов.

В апреле 2022 года Юрий Соломонов, Главный конструктор Московского института теплотехники, сообщил, что существующую инфраструктуру монорельса можно адаптировать под технологию «маглев» и что соответствующие предложения представлены мэру Москвы Сергею Собянину.

При этом опытный образец «маглева» уже работает на территории Московского института теплотехники. Ранее представители Московского института теплотехники заявили, что указанная технология позволит сократить энергопотребление по сравнению с монорельсом на 30-40 %.

12 октября 2023 года была обнародована информация о подготовке концессионного соглашения по модернизации московского монорельса, которое может быть подписано в конце года.

Модернизацию планируется провести в два этапа. На первом (в 2023-2024 годах) предполагается проведение ремонтно-восстановительных работ электроподвижного состава и возврат к пассажирскому режиму эксплуатации, при котором присутствует пять-шесть составов на трассе.

На втором этапе (до 2027 года) планируется разработка и изготовление нового электроподвижного состава, оснащенного «системой магнитной разгрузки и беспилотной системой управления», причём электроподвижной состав первого этапа модернизации будет полностью заменён на новый.

Но до настоящего времени пока ничего не поменялось и концессия ещё не подписана.
Вот такой интересный транспорт имеется в Москве, стоит успеть прокатиться на нём!
По материалам Википедии