Московский конструктивизм. Вузы, часть 2
dmitry_sasin — 02.02.2024 Продолжим осмотр конструктивистских зданий вузов Москвы, но здесь к ним добавится ещё один техникум.Здание бывшего технологического института лёгкой промышленности (МТИЛП) на Космодамиановской набережной - икона стиля. Архитектор Борис Васильевич Ефимович. Построено в 1930-м году. Более конструктивистское здание придумать сложно.
Сейчас это Московский государственный университет дизайна и технологий, а изначально - Политехнический институт кожевенной промышленности, Московский институт кожевенной промышленности, Всесоюзный институт кожевенной промышленности. Готовил технологов и конструкторов для обувных и швейных предприятий. Построили его здесь не случайно - рядом находится Кожевенная слобода, в которой работало множество фабрик и мастерских по производству обуви и других изделий из кожи. После революции на их основе была создана крупнейшая обувная фабрика "Парижская коммуна" (Парижка).
2.
До постройки института местность была занята толкучкой - Устьинским рынком, здесь стояли деревянные павильончики. Набережная называлась Причальная, а проезд вдоль моста - Толкучим.
3.
Зданию присвоен статус объекта культурного наследия, значит его не постигнет судьба студенческого общежития, которое было расположено на другом берегу на Котельнической набережной. Теперь студентки ездят на занятия из Бирюлёво.
4. Дом 16/27 по Страстному бульвару,
Здание построено в 1880-х годах как доходный дом, принадлежавший Петровскому монастырю. Старое здание простояло здесь до конца 1920-х гг., это был жилой дом Электромеханического института с большим количеством коммунальных квартир. В 1920-х гг. здесь жил архитектор К.С. Мельников. В это время он разработал проекты клубов имени И.В. Русакова, завода «Каучук», фабрики «Буревестник», Бахметьевского гаража, гараж на Новорязанской улице, а также проект собственного дома в Кривоарбатском переулке.
В 1928-30 гг. здание было перестроено в стиле конструктивизм архитектором Иваном Фоминым. Закругленная часть, повторяющая силуэт старого дома, имела три этажа и выходила на улицу огромным окном-витражом. Четырехэтажное здание сложной формы, включающее в себя старые каменные постройки, образует внутренний дворик. На улицу выходят вертикальные окна-бойницы. В 1933 г. Электромеханический институт закрыли, его помещения были заняты Институтом связи, а с 1947 г. аудитории занимал Московский авиационный технологический институт им. Циолковского - МАТИ.
5.
6.
Сейчас здесь бизнес-центр "Венский дом", а МАТИ вошёл в состав МАИ.
Перейдём к самому МАИ, но начнём с комплекса общежитий. Во-первых, они более доступны осмотру, во-вторых конструктивизм в них ярче выражен.
7. Ул. Панфилова, д. 20, стр. 1. В комплекс входило общежитие и учебные помещения.
Первоначально здание, построенное в 1930 году (архитектор Н.Я. Колли, гражданский инженер И И. Кондаков), предназначалось для Института Советской Кооперативной торговли при Центросоюзе.
8. В композиции фасада использованы архитектурные детали и приемы, типичные для начала 1930-х годов.
9. Вертикальное ленточное остекление лестниц.
10. Корпуса этого комплекса представляют собой уникальную планировочную композицию, состоящую из полукруглого корпуса и отходящих от него «лучей».
11. Здание среди своих имеет прозвище "Малая земля". Видимо Большая - та, которая между Ленинградским и Волоколамским шоссе.
Позднее, в 1933 (или в 1952?) году здание на ул. Панфилова было передано под общежитие студентов МАИ. Это старейшее общежитие главного авиационного ВУЗа столицы. Кроме жилых корпусов здесь с 1953 по 2011 год размещался 4-й факультет МАИ (Радиоэлектроника летательных аппаратов) и военная кафедра. Во дворе стоял самолёт.
12. Сейчас заканчивается реконструкция существующих корпусов.
13. К строительству двух новых, обозначенных на плане пока не приступили, всё на стадии котлована.
Есть несколько конструктивистских корпусов и на главной территории МАИ. Институт отпочковался от Бауманки в 1930-м году, тогда он назывался ВАМУ (Высшее аэромеханическое училище. Первые капитальные здания строились в стиле конструктивизм. Постороннему человеку на территорию не пробраться, она окружена зданиями более поздней постройки и высоким забором, поэтому своих фотографий самый минимум, в основном то, что удалось найти в сети.
14.
15. Корпус № 2 , факультет "Авиационные двигатели" или авиамоторное отделение.
16. В 2008-м году корпус выглядел так.
17. Не так давно стены обшили плиткой, которая кардинально изменила внешний вид корпуса.
18. В 1933-м году был построен корпус №3, Стояли памятники слева Ленину, справа - Сталину.
19. Сейчас вместо Сталина - Орджоникидзе, имя которого носит институт.
20. Станкоинструментальный институт - Станкин в Вадковском переулке. Здания строились с 1933 по 1935 годы, уже на излёте конструктивизма. И если в чертах этого корпуса он ещё угадывается.
21. То здесь практически не заметен.
В отличие от соседнего МИИТа, Станкин не имеет дореволюционных корней, он вырос из станкостроительного факультета Государственного электромашиностроительного института. Поголовная индустриализация, упор на производство средств производства требовали квалифицированных кадров. Но с 1930-го года, когда был образован институт, студентам и преподавателям приходилось мыкаться по "съёмным квартирам". Но зато потом въехали в новенькое здание.
22.
23. Ул. Онежская, дом 7. корп. 2
24. Это бывшая школа № 3 Московской Окружной дороги. Здание построено в 1933 предположительно по проекту архитектора Бориса Николаевича Шатнева, работавшего на Управление Курской железной дороги, к которой тогда относилась МОЖД.
Как школа, здание было идеально спроектировано. 3 этажа, большие окна, светлые, просторные помещения, широкие коридоры и покатые, широкие лестницы. Со стороны парка к школе примыкал фруктовый сад. По моде того времени здание в плане было похоже на фигуру самолёта. Впоследствии здание было передано МГМСУ им. Евдокимова (стоматологическому университету) и было перестроено. Сейчас здание необитаемо и потихоньку разрушается.
25.
26.
27.
Теперь о военных.
28. Бывший корпус "Г" ВВИА им. Н. Е. Жуковского на ул. Серёгина, 1936-й год.
29. В последние годы существования академии здесь учились курсанты и слушатели по специальности " Робототехнические системы авиационного вооружения и Электроника и автоматика физических установок". И находились кафедры теоретической механики, гуманитарные (история, право, экономика и т.п.) так же вычислительный центр академии. Основные кафедры по системам вооружения, бомбометания, математической статистики и проч. Прилегал спорт зал.
30. Корпус "В". Тут обучались курсанты и слушатели по специальности "Электроника и автоматика физических установок" Или специалисты по специальным боеприпасам и изделиям. 1933-й год постройки.
31. Самый, пожалуй, интересный корпус академии выходил на улицу Пилота Нестерова. В 2012-м году в нём произошёл сильный пожар. Восстанавливать корпус не стали, снесли. На его месте начали строить новый, но остановились на стадии монолитного каркаса. Так он сейчас и стоит.
32. Руководство академии у памятника отцу русской авиации Николаю Егоровичу Жуковскому на фоне одного из корпусов академии. Начальник академии с очень "летающей" фамилией Соколов-Соколёнок. С ликвидацией академии бюст перенесли в музей-усадьбу Жуковского в деревне Орехово Владимирской области.
33. Бывший корпус Е (30) академии на улице Верхняя Масловка. Здесь были факультеты 3 и 4. Сейчас Финансовый университет, факультеты менеджмента, учёта и аудита. Здание построено в 1934-м.
34. Ул. Красноармейская, дом 2, корп. 1. Восьмиэтажный четырёхподъездный дом для преподавателей академии построен в 1930-м году по индивидуальному проекту.
35. Необычная угловая выемка.
36. Ул. Красноармейская, дом 2, корп. 3. Здание тыла академии, 1937-й год.
37. Ул. Красноармейская, дом 2, корп. 2. Шестиэтажный четырёхподъездный дом академии, построен в 1933-м.
38. Дом имеет сложную форму. 72 коммуналки, скорее всего был предназначен для слушателей.
39. Ул. Песчаная, дом 7. Бывший педагогический техникум им. Тимирязева, построенный в 1934 г., архитекторы И.А. Иванов-Шиц, И.В. Гофман-Пылаев (мастерская К.С. Мельникова).
40. С 1937 г. — поликлиника «Аэрофлота», сейчас медицинский центр ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии».
41. На консоли-постаменте, нависающей над окном центральной лестницы, была установлена скульптурная группа пионеров-авиамоделистов.
42. Сверху здание выглядело как парящая птица, но на месте южного крыла построили пятиэтажное здание.
43. Типичные для конструктивизма сплошные бетонные ограждения лестниц с деревянными перилами.
Наверняка я что-то упустил, поэтому буду благодарен за подсказки.
Путеводитель по конструктивизму в моём журнале
|
</> |