
Мораль в условиях зомби-апокалипсиса


Что мы всё об антарктиде да об антарктиде, всё пингвины да пингвины...
Давайте о другом поговорим >:3
Намедни, во время переписки с другом была поднята весьма необычная тема.
Началось всё с шуток о вышивальщиках, а закончилось моральным\аморальным поведением человека во время и после зомби-апокалипсиса: что считать таковым, а что - не считать? В итоге данная тема показалась достаточно интересной, чтобы вынести её на публичное обсуждение
Мораль в самом широком смысле - это законы общества, сформированные за длительное время по принципу одобряемости. То, что общество одобряет - то является "хорошим", моральным. То что общество не одобряет - "плохое", аморальное. Конечно речь идёт не о моментальном одобрении\неодобрении, а о продлённом, растянутом на длительное время. Морально то, что общество (большинство) одобряет не только сегодня, но и вчера, и неделю, и месяц, и год, и век назад.
Человек общественный, который хочет быть "хорошим" - знает какие правила для этого надо соблюдать, соблюдает их и в результате он знает, что он молодец =)))
Социопат-злодей (будучи так же человеком общественным) - тоже плотно завязан на мораль: он знает эти законы и нарушает именно их, приобретая статус "плохиша".
А с зомби-апокалипсисом (в отличие от многих других апокалиптических сюжетов) такая особенность, что по условиям сценария современное общество обязательно полностью перестаёт существовать: большинство людей (то есть фактически всё общество как масса) по этому сценарию буквально аз день-два становятся зомбями. Выжившие - разрознены и по тем же условиям сценария являются одиночками. То есть изменившиеся условия в момент зомби-апокалипсиса "человека общественного" принудительно делают "индивидуалистом" в окружении смертельно опасных зомбей.
Возможно, что с течением времени эти индивидуалисты собьются в большую кучу и из них снова сформируется общество. Но это общество будет уже другим и сформирует свои общественные законы морали, которые могут и скорее всего будут весьма отличаться от подобных общественных правил до апокалипсиса.
Банальнейший пример: в современном обществе, например, "издеваться над трупами" аморально вне зависимости даже от страны и вероисповедания.
А в пост-апокалиптическом обществе проводить посмертное разрушение головного мозга что называется "с гарантией" (то есть масштабно) может стать жизненной необходимостью и обязательным правилом общественной безопасности. То есть полностью моральным с точки зрения постапокалиптического общества поступком.
Соответственно оценивая сейчас какие-либо действия в условиях зомби-апокалипсиса мы так или иначе исходим из норм морали нашего общества, не имея возможности спрогнозировать изменения общества и соответственно изменения общественной морали после зомби-апокалипсиса. В таком случае единственным доступным критерием моральности выступают критерии общества, которого уже не существует на момент ситуации, к которой их пытаются применить.
И вот тут возникает вопрос: насколько справедливо использовать для оценки моральности поведения человека в условиях зомби-апокалипсиса до-апокалиптические моральные нормы?
Как вы считаете?
|
</> |
