МОРАЛЬ, ПРЕПОДАВАЕМАЯ НА ПРИМЕРАХ, или ИЗБРАННЫЕ АНЕКДОТЫ.


Прелестная книжка, ампирный бестселлер, гуглёж выдал по крайней мере десять изданий с разными иллюстрациями за первую треть 19 в.
Читаю в трамвае-метро, и иные рассказки прямо западают в душу.
В частности, на сс. 128-131.
Господа Сен-Мартен и Дежерандо – вот я вам для наглядности и портреты их вынула из Вики там под катом – были приятели и часто собеседовали о многом. Однажды Дежерандо полюбопытствовал, отчего Сен-Мартен никогда не ходит в театр. Пятнадцать уж лет как не ходит. Не любит, что ли?
Нет, он театр любит весьма.
Ага, так он, может, считает театр безнравственным?
Нет, напротив. Он в театре переживает живейшие эмоции, восхищаясь благородными поступками героев, и разделяет эти душевные подъёмы со зрителями.
Недосуг?
Нет. Сен-Мартен располагает временем, и даже настолько, что в течение означенных пятнадцати лет множество раз выходил вечером, направляясь в театр.
?? и не добирался до оного? Почему?


Сен-Мартен долго кобенился и не открывал, почему. Говорил, что если он скажет причину, то сделается в глазах Дежерандо куда более рукопожатным, нежели заслуживает. Но наконец признался.
Оказывается, идучи в театр, он весь погружается в предвкушение тех катарсисов, в каковые повергают зрителя примеры высокой добродетели, изложенные языком Расина и Корнеля. Погружается, цитирую, в ожидание опьяняющего восторга от созерцания таких примеров. И тут ему приходит на ум простая мысль – вот, я иду любоваться на всего лишь тень и имитацию добродетели, в то время как я могу, за те же деньги, пережить акт добродетели в реальном измерении! И, неспособный противиться этой идее, он заходил к тем или другим знакомым ему беднякам и оставлял им стоимость театрального билета. И чрез то он, за те же деньги и меньшею суетою, переживал совершенно те же наслаждения, что и в театре, причём не в форме пассивного созерцания имитации, а вживую, и возвращался к себе без малейшего сожаления о содеянном. И так всякий раз, всякий раз.
(При этом любопытно то, что Сен-Мартен был
(И да – тут сам собою возникает вопрос – а ходил ли Сен-Мартен, за отчётные эти пятнадцать лет, в церковь?)