Монетизация адресации (1)
infowatch — 04.12.2010 Когда появляется новая сущность, мало кто в состоянии предсказать, во что она разовьётся со временем. И уж конечно, не может это учесть законодатель. Попытки кодификации начинаются сильно потом, когда на новом явлении уже вовсю зарабатывают деньги. Или даже ещё позже, когда праздник уже закончен, пузырь лопнул, гости разъезжаются.Ваш покорный слуга уже упоминал историю доменных имён. В 1987 году можно было бесплатно зарегистрировать домены, которые в 2000-х продавались за миллионы долларов (не просто оценивались, заметьте, а реально продавались). То, что удачное доменное имя увеличивает прибыль, стало ясно далеко не сразу. А первое время Интернет вообще считался некоммерческой сетью.
Что бывает от нестатичности объекта регулирования. |
В своё время, когда за рубежом доменные имена уже продавались за миллионы, в Гражданском кодексе РФ появилось их упоминание. Неполноценное, к сожалению. Из пп.5 п.2 ст.1484 ГК стало ясно, что домен "слабее" товарного знака. Однако остался непонятным статус доменого имени.
Доменное имя названо одним из способов адресации в Интернете. Это термин, но не правовой статус. Является ли оно средством индивидуализации товаров и услуг, до сих пор не ясно. ФЗ "О связи" явно примеряет к доменному имени статус "ресурс нумерации" (п.23 ст.2), во всяком случае, под определение оно подпадает. Однако закон идёт против фактов, объявляя исключительным правом государства регулирование доменных имён и IP-адресов (ст.26). Отчего такое произошло?
Ведь на момент написания закона "О связи" Интернетом уже пользовалось до 20% населения России и до 95% депутатов Госдумы, в России было несколько десятков LIR, регистрирующих IP в RIPE и четыре регистратора доменных имён. Не только техническое использование, но и регулирование уже лет десять как сложилось. И тут на поляну запоздало выбегает Минсвязи и заявляет: "Моё!". Все участники рынка деликатно сделали вид, что ничего не слышали. А у чиновников хватило ума не настаивать.
Какой промежуточный вывод мы можем сделать? В госрегулировании сначала прокладываются тропинки и лишь потом они асфальтируются. При этом всегда есть дилемма: кодифицировать уже существующие отношения или попытаться переформатировать правовое поле. А при регулировании Интернета добавляется ещё одна особенность: отношения там настолько изменчивые что могут успеть вырасти, умереть и вновь родиться в промежутке между первым и вторым чтением.
(продолжение завтра)
|
</> |