МОНЕТА
elshanec — 11.12.2013 Подарила мне мама монету.Вот эту.
Пять рублей золотом 900-й пробы. Чеканили их при императоре Николае II с 1897 по 1911 годы. Такие пятёрки ходили по стране наравне с бумажными деньгами. И доходились до меня. Но сначала до мамы.
А было дело так.
Пошла мама на базар, но не за самоваром, самовар был у нас. Литров на десять такой и растапливался дровами или углем. По желанию. И такой вкусный чай из этого самовара получался - меньше трек чашек за раз никто не выпивал, а бывало и все пять, а потом еще добавки просили. От нашего самовара и пошла знаменитая поговорка - саратовский водохлёб. Ну, может, и не от нашего пошла, но от самовара точно. Прости, это личное.
В общем, на базар не за самоваром мама пошла, а за чем-то еще. Купила это что-то, принесла домой, стала подсчитывать, сколько денег после покупки осталось. И оказалось, что осталось гораздо больше, чем было до покупки. Вместо советской двушки (две копейки) маме на сдачу дали николаевскую золотую пятёрку.
Только представь себе эту цепочку: кто-то пошел на рынок с золотой монетой в кошельке, перепутал её с двумя копейками и отдал продавцу; продавец, не глядя, швырнул «двушку» в грязный лоток с мелочью и, когда понадобилась сдача, отдал монету, как всё те же «две копейки». И это, заметь, самая короткая цепочка из возможных. Как там на самом деле было, кто ж теперь знает.
СПРАВКА: При царе золотую пятёрку отпечатали тиражом 52 378 008 экземпляров. Можешь представить себе эту груду золота? Вот, и молодое советское правительство не могло, но сильно хотело такую груду поворошить собственными рабоче-крестьянскими руками. И в 1925 г. был отчеканен еще миллион экземпляров. Использовали при этом оригинальные царские штемпели и золото той же 900-й пробы. Отчеканили так хорошо, что отличить новодел от оригинальной царской монеты невозможно. Да и зачем?
История с мамой и золотой монетой случилась лет тридцать назад. А может, и больше, что совершенно неважно. Важно то, что монетка с историей, как я и люблю.
Маму я и без монетки любил, но с монеткой в пять раз больше любить стану. Золотые они у меня – и мама, и монетка.