Монета Массиниссы, Нумидийское царство

Отпускные дали традиционно в размере чтобы не подох с голоду до сентября, иначе кто будет готовить отчет и поднимать академическую науку? Но всё равно сумел выкроить себе на подарочек — монету еще одного римского союзника — нумидийского царя Массиниссы, героя Второй Пунической войны. 25 мм в диаметре, увесиста— 8,5 грамм меди

Нумидия, насколько понимаю, до Массиниссы собственной монеты не чеканила, видимо используя деньги Карфагена.
На месте римлян я бы сильно напрягся, когда Массинисса в качестве своих денег стал чеканить монеты по образцу Карфагена, а не Рима. Как то не по союзнически вышло. Массинисса определенно такой монетой демонстрировал приверженность независимости собственного царства и его право на наследие Карфагена. В итоге Риму пришлось, в конечном итоге, долго и кроваво воевать с созданным при помощи его легионов Нумидиийским царством при Югурте, внуке Массиниссы.
Вообще крайне любопытный вопрос, почему Рим после успешных войн так и не пытался создать свой стандарт монет хотя бы для союзников и вассалов. Не то что при республике, но даже фактически до конца Римской империи по прежнему сохранялись региональные монетные системы на самых всевозможных весовых стандартах. Для финансового благополучия Римской державы ситуация весьма неблагоприятная, сильно затруднявшая циркуляцию денег по Средиземноморью и сохранявшая финансовую обособленность целых провинций. Да и сбор налогов превращался в бесконечный кошмар.
Если брать именно II век до н.э., то появление своей монеты у Массиниссы, возможно, объяснялось тем, что Африка для римлян была в некотором роде закрыта — постоянно рекламирую этот замечательный журнал, где, помимо прочего, эпоха Пунических войн анализируется с точки зрения вмешательства Египта как во внутреннюю, так и во внешнюю политику Римской республики. На мой взгляд, подход весьма эффективен — и позволяет понять, почему римляне допустили возвышение Нумидийского царства — египтяне своего воинственного союзника все же старались держать подальше от своих границ и никакие африканские территории не одобряли занять.
Заодно напомню и о драхме еще одного союзника Рима — но у ней хотя бы вес соответствует денарию и «друг римлян» прямо написано)
|
</> |