МОЛОДАЯ БАБУШКА
ygashae_zvezdu — 30.11.2019В первый день зимы скончалась Мария Скворцова (1911-2000), актриса, добившаяся всесоюзной славы, только выйдя на пенсию.
Знавал я одну актрисульку, которая просто сверзилась с, и без того недалекого ума, на осознании «Жизнь проходит!». Было ей 22, что - ли, годочка. Самое страшное, происходящая внутри катавасия, запустила процесс старения в реале. В 22 она выглядела еще ничего, а уже в 25 ей можно было дать сорок.
Я не понимаю, чего так цепляться за физический возраст? Вчера я разговаривал с 80-летним профессором, четко понимая по его блестящим интересом ко всему на свете глазам, что ему 18. Старение души для творческого человека стократ страшнее.
Да, у актрис другой темпоритм.
Но вот, - Мария Скворцова… Сниматься начала в 62, умерла в, без малого, 90. Не знаю, как в последние годы (Скворцова перестала работать в кино), но до 80 с лишком она была молодой.
Проблема Скворцовой как актрисы совершенно явна, - маленький рост. Симптоматично, что великая Серафима Бирман взяла ее в ученицы в студию при радиокомитете, то есть, как я понимаю, готовили из девушки профессиональную чтицу, а голос у Скворцовой был отменный, ее даже зазывали петь в церковный хор.
Тем не менее, после окончания студии, Скворцова работала в провинциальных театрах, а после войны вошла в труппу областного ТЮЗа, в Царицыно.
В ТЮЗе Скворцова пришлась ко двору. Ее маленький рост способствовал игре в зайчиков, девочек, красных шапочек, золушек. Поскольку в ТЮЗе ставили спектакли и для взрослых, Скворцова выступила в ролях Простаковой и Ниловны (по «Матери» Горького).
Можно сказать, - карьера примы. Однако, с возрастом актрису начали в коллективе зажимать. Мария написала заявление об уходе, благо приближалась пенсия.
И тут Василий Шукшин пригласил Скворцову на кастинг в фильм «Калина красная». Шукшин искал актрису в пару Ивану Рыжову, которого утвердил на роль отца главной героини. Любимая актриса Шукшина Нина Сазонова с Рыжовым не монтировалась, а вот Скворцова дуэт с ним составила сразу.
После «Калины красной» киношники обратили внимание на Скворцову. И неудивительно, поскольку зритель принял ее за свою. Типаж, вот в чем дело. Тогда таких бабушек было на улицах пруд пруди. Разве можно забыть Скворцову в «Экипаже» или «Гостье из будущего»?
А ведь она еще отметилась в «Белом Биме, Черное ухо», «Карнавале», «И жизнь, и слезы, и любовь».
Как замечательно, несколькими красками, одним эпизодом показала Скворцова бабушку молодого негодяя - эгоцентрика в «Стеклянном лабиринте», последней, недооцененной картине Марка Осепьяна!
При этом, главная роль в кино выпала Марии всего раз, в драме «Прости-прощай» (1979).
В личной жизни актрису ждала трагедия. В 1991 не стало ее сына.
А потом и от работы пришлось отказаться.
Соглашаясь на участие в фильме «Если б знать…» (1994) Скворцова полагала, будто играет в экранизации «Трех сестер» Чехова. Экранизация же получилась настолько вольной (действие перенесено в 1918, герои всё потеряли и выживают), что последовательница системы Станиславского пришла в ужас.
С тех пор от предложений сниматься Мария отказывалась.
Последние годы доживала тихо.
Не забыли ее до сих пор.
P.S. По идее пост о Марии Скворцовой следовало бы выложить 1 декабря, но BOGDANOVAELENA напомнила мне о годовщине гибели другого актера, за что ей огромное спасибо. Завтра выйдет пост о нем, с совершенно эксклюзивным материалом, который больше вы нигде не прочтете.