Молебен за установление Советской власти и Первомай

Из давно опубликованного, но оставшегося малозамеченным.
Сей пост основывается на моей ранее вышедшей работе:
Павленко А.П. Торжественные молебны по случаю установления
Советской власти и празднования Первомая в 1918 г. (казус из
истории западносибирского города Ялуторовска) // Государство,
общество, церковь в истории России ХХ-ХХI. Материалы ХVI
Международной научной конференции. Иваново: Изд-во «Ивановский
государственный университет», 2017. Ч. 1. С. 190–193.
Посмотреть можно на этой странице (со всеми метаданными): https://elibrary.ru/item.asp?id=30479580
Несмотря на то, что я являюсь специалистом по истории флота,
некоторые из моих работ посвящены истории Революции и Гражданской
войны в Западной Сибири. Тем более, что Ялуторовск — это моя малая
родина.
И текст статьи целиком выложу здесь (с
небольшими дополнениями в виде фотографии).
Большевики, придя к власти, начали проводить активную
антирелигиозную политику. В годы Гражданской войны для Советской
власти было характерно крайне негативное отношение к религиозным
практикам и институтам. В то же время имели место отдельные казусы,
противоречившие этой тенденции. Одному из них, произошедшему в 1918
г. в уездном городе Ялуторовске Тобольской губернии, будет посвящен
этот доклад.
Необычность рассматриваемого исторического факта заключается в том, что по случаю установления Советской власти в Ялуторовске, по инициативе ряда местных революционных деятелей, был отслужен торжественный молебен. Также планировалось осуществить богослужение на площади и по случаю Первомая-1918, но идея не была реализована. На первый взгляд, подобное полностью противоречило практике советских праздников.
Эти неординарные события отражены в трех исторических источниках личного происхождения, отложившихся в фондах Ялуторовского музейного комплекса (далее – ЯМК). Это копия письма Ф.А. Масленникова к С.А. Комольцеву, написанного 7 августа 1931 г. (обе личности были «активными участниками борьбы за установление и упрочение Советской власти»). Из данного источника можно всего лишь установить сам факт молебна на площади в день провозглашения Советской власти, а сам Ф.А. Масленников был непосредственным очевидцем этого (ЯМК-502. Л. б/н). Более подробно это событие описывается в неопубликованных мемуарах Е.А. Федосеевой 1957 г. (ЯМК-261/8. Л. 6 об-7). Детально остановился на изучаемой факте вышеупомянутый Ф.А. Масленников в рукописи воспоминаний, датированных 1968 г. (ЯМК-9132. Л. 30, 43).
В начале 1918 г. влияние большевиков в Ялуторовске было слабым. По воспоминаниям С.А. Комольцева, первая большевистская организация была создана в городе только в январе 1918 г. (ЯМК-502. Л. 2-5). Позиции левых эсеров, союзников большевиков, были более прочными.
В феврале 1918 г.[1], по просьбе ялуторовских революционеров, из Омска прибыл красногвардейский отряд для помощи в установлении Советской власти (ЯМК-502. Л. 5-6). Ночью отряд разоружил ялуторовскую воинскую команду, занял казначейство, железнодорожный вокзал, пункты связи. Опираясь на красногвардейцев, к власти в Ялуторовске пришел революционный комитет, провозгласивший Советскую власть. Главную роль в ревкоме играли левые эсеры, председателем комитета стал С.П. Гроховский, представитель этой же партии (ЯМК-9132. Л. 29).
Е.А. Федосеева так описывала события после установления Советской власти в Ялуторовске: «На другой день, по настоянию [С.П.] Гроховского, [И.И.] Туранского и еще кого-то (не помню), несмотря на протесты [М.И.] Федосеева, [Ф.А.] Масленникова, [С.А.] Комольцева и др., на площади города по поводу прихода Советской власти был отслужен торжественный молебен, а после молебна организована была… демонстрация и митинг» (ЯМК-261/8. Л. 6 об-7).
Стоит отметить, что инициаторами проведения богослужения выступили левый эсер С.П. Гроховский и один из братьев Туранский, вероятнее всего И.И. Туранский (большевик, ранее – левый эсер). Все выступившие против религиозной церемонии являлись большевиками. Вызывает вопрос упоминание имени Ф.А. Масленникова, который прибыл в Ялуторовск только в день установления Советской власти (ЯМК-502. Л. б/н) и еще не успел занять какую-либо значимую должность в органах управления. Вероятно, в этом случае мемуаристка Е.А. Федосеева ошиблась.
Ф.А. Масленников в своей работе подтверждает сведения Е.А. Федосеевой о том, как проходило празднование установления Советской власти в Ялуторовске. По его словам, «в ознаменование этого события, по инициативе левых эсеров на Соборной площади был отслужен молебен, а после молебна по городу с красными знаменами прошла демонстрация, закончившаяся митингом». «С балкона дома, где размещался ревком, выступали ораторы, разъясняя сущность Советской власти и стоящие перед ней задачи» (ЯМК-9132. Л. 30).
При подготовке к празднованию Первомая в Ялуторовске вновь возникла идея о том, чтобы начать проведение праздничных мероприятий с религиозных обрядов. Ф.А. Масленников писал, что этот вопрос решался на совместном заседании Ялуторовского городского совета и уездного исполнительного комитета. Идею провести богослужение «поддержал т. [В.И.] Григорьев[2] и, несмотря на бурные протесты [М.И.] Федосеева, [С.А.] Комольцева, [Ф.А.] Масленникова и ряда других делегатов, собрание большинством в 2-3 голоса решило организовать в этот день торжественный молебен на Соборной площади, чем привлечь к участию в последующей демонстрации более широкие массы города и крестьян из прилегающих к городу деревень» (ЯМК-9132. Л. 43). Обращает на себя внимание гибкость работников советских органов, готовых использовать религиозные символы для популяризации революционного праздника.
Однако идея торжественного первомайского богослужения встретила серьезное препятствие. Ф.А. Масленников вспоминал: «В тот год Пасха была поздняя и день 1-го мая пришелся на страстную неделю Великого поста, когда по каноническим правилам было нельзя служить молебны и попы от этого отказались. На втором заседании по этому вопросу сторонники молебна предложили перенести празднование 1-го мая на 1-й день Пасхи. После бурных прений большинством в 2-3 голоса это предложение было отклонено и решено праздновать День 1-го мая без попов» (ЯМК-9132. Л. 43).
В итоге празднование дня Первого мая в Ялуторовске прошло без религиозной составляющей, соответствуя привычной картине проведения этого советского праздника. «На Соборной площади был организован митинг, затем по городу прошла демонстрация с красными знаменами, лозунгами, плакатами и пением революционных песен» (ЯМК-9132. Л. 43).
Фотография митинга 1 мая 1918 года в Ялуторовске. Как мы видим — вполне традиционный набор атрибутов этого праздника. Источник фото — https://tyumedia.ru/236074.html

Несмотря на кажущуюся парадоксальность, совмещение молебна, демонстрации и митинга в Ялуторовске в 1918 г. имеет рациональное объяснение. Устройство торжеств по случаю установления Советской власти в Ялуторовске соответствует традициям проведения «революционного праздника» российских городах в феврале-марте 1917 г. в честь победы Революции. Исследователь политической символики Б.И. Колоницкий писал о событиях Февраля: «В большинстве населенных пунктов революция победила мирно, символическим заменителем восстания стал революционный праздник. … Как правило, важным элементом праздника была панихида о павших «борцах за свободу» и благодарственный молебен» (Колоницкий Б.И. Политические символы и борьба за власть в 1917 г. Автореферат дис. … докт. ист. наук. СПб., 2002. С. 15-16).
Стоит отметить, что в начале Революции 1917 г. в России одну из ведущих политических ролей играли эсеры. Левые социалисты-революционеры в феврале 1918 г. в Ялуторовске также имели большое влияние. Позиции большевиков в Ялуторовске в тот период времени были слабее. Именно эсеровские традиции организации революционного праздника, ведущие своих корни от февраля-марта 1917 г., и были положены в основу публичных торжеств по случаю установления Советской власти в этом городе.
Многие ялуторовские лидеры Советской власти (прежде всего из числа левых социалистов-революционеров) проявили большую политическую гибкость, желая привлечь религиозными церемониями на революционные праздники широкие народные массы. Стоит подчеркнуть, что Ялуторовск был центром большого крестьянского уезда. Степень роста революционных настроений, влияние радикальных социалистических идей в городе и уезде было еще не большим, во многом сохранялось сознание традиционного общества, религиозное в своем основании. Используя привычные для населения символы, местные революционеры могли рассчитывать на то, что приход новой власти ялуторовским обществом будет воспринят с большей лояльностью, новые праздники получат большую популярность. Идея организации молебнов может свидетельствовать о том, что часть деятелей Советской власти Ялуторовска сами были носителями религиозной традиции.
[1] Дата точно не установлена.
[2] Левый эсер, председатель уездного исполкома.