Можно ли исцелить преступника любовью? По фильму "Калина красная".
lana_cobeta5 — 16.07.2023Две вещи когда-то потрясли воображение Канта : звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас . )) А меня в последнее время поражает необъяснимая загадка души человеческой , способной возродиться , как птица Феникс, после того как человек оказался на краю моральной пропасти , оступился и пошёл по скользкой дорожке.
После долгого перерыва смотрю сейчас шедевральный фильм Василия Шукшина «Калина красная», но уже новыми глазами, совсем не так как в не знающей компромиссов юности . Первые же прикольные кадры , где зеки на умиление прилежно вытягивают песню «Вечерний звон» , сразу создают особый настрой и чем-то напоминают эпизод из романа Курта Воннегута "Бойня номер пять" , в котором заключённые ставили оперу «Золушка» и все женские роли , естессно, играли мужчины , а Золушка басом исполняла арию «Бьют часы, ядрёна мать, надо с бала убегать». ))
Впрочем в "Калине красной" за кадром звучит классически чистое исполнение песни, наполняющее душу сладкой тоской . В этом увидела мастерство режиссёра , который с первых же кадров фильма готовит зрителя к тому , что это будет не просто банальная история любви зека и заочницы по переписке, а лиричный разговор о бессмертной и вечной душе человеческой , способной к возрождению даже у самого закоренелого рецидивиста . Смотрю на просветлённые от песни лица преступников и думаю : какими судьбами они оказалась на дне общества ? И может ли вообще тюрьма выполнять функцию выпрямления души ? Или суровый тюремный уклад , жизнь по понятиям толкнёт их ещё глубже в пропасть?
Может, всё же права была вечная Сонечка , что каждый человек достоин прощения и что даже самому закоренелому преступнику надо дать шанс на исправление ? Ведь в знаменитом романе Достоевского она единственная не отвернулась от убийцы Раскольникова , даже последовала за ним на каторгу . Кроме того, переживая за душу Раскольникова , дала ему почитать библейскую притчу о Воскрешении Лазаря. Может , фильм Шукшина тоже в какой-то степни притча о возрождении человеческой души?
Поражает в фильме сочетание жизненности типажей с нарочитым романтизированием всего происходящего . Егор Прокудин, нетипичный зек, человек с широкой душой , осознавший свои ошибки и решивший жить честно. И заочница Люба , которая ждёт зека -рецидивиста по переписке , тоже довольно достоверный женский типаж. Наши женщины на самом деле самоотверженные и жалостливые. Люба по сути - та же вечная Сонечка, способная пожалеть преступника и дать ему шанс начать с ней новую жизнь . Мне кажется , Шукшин размышляет , а что особенного есть в душе женщины, способной полюбить отверженного обществом мужчину ? Является ли это качество проявлением золотого характера русской женщины или это великая глупость, привлечение в свою жизнь крупных неприятностей? Многие ли женщины смогли бы полюбить зека по переписке? Смотрю фильм и понимаю : ни одна тюрьма не в состоянии исправить человека, как любовь героини, которая своей верой в него и великодушием лечила его душу.
Может ли преступник стать другим человеком и способна ли женская любовь совершить чудо? Заочницы, которые пишут зекам и потом связывают с ними жизнь, дуры или святые?