Может возникнуть вопрос...
pretre-philippe — 29.06.2024 Который мне не раз уже задавали. Например:Почему мы начинаем призывать Святого Духа в день праздника Святой Троицы и не делаем этого до того, от Пасхи до Пятидесятницы?
Ведь логично призывать Духа, когда Его ещё нет с нами.
А после сошествия Святого Духа на Пятидесятницу Он уже в Церкви. Уже с нами до скончания века.
Так какой смысл его призывать?
Я не находил четких ответов на подобного типа вопросы, но пришел сам к такому выводу.
До того был праздничный период, а теперь наступает покаянный, а с ним и очередной пост. В первый раз после Пасхи в праздник Пятидесятницы читались молитвы с коленопреклонением, и в первой из этих молитв, например, говорится:
Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: «Мы согрешили!» На Тебя мы оставлены от материнского лона, от чрева матери Ты – Бог наш. Но, так как прошли в суете дни наши, мы остались без Твоей помощи и лишены всякого оправдания, однако, дерзновенно надеясь на милосердие Твое, взываем: «Греха юности нашей и неведения не вспомни и от тайных дел наших очисти нас, не отвергни нас во время старости, при оскудении силы нашей не оставь нас; прежде, чем мы возвратимся в землю, удостой нас обращения к Тебе и обрати внимание на нас с благоволением и милостью; измерь беззакония наши милосердием Твоим; поставь бездну милосердия Твоего против множества согрешений наших; посмотри со святой высоты Твоей на народ Твой, стоящий вокруг и ожидающий от Тебя обильной милости. Посети нас в благости Твоей, избавь нас от насилия диавола, утверди жизнь нашу святыми и священными законами Твоими. Ангелу, верному хранителю, вверь народ Твой; всех нас собери в Царство Твоё, дай прощение надеющимся на Тебя; отпусти им и нам согрешения, очисти нас действием Святого Духа, разрушь козни врага против нас.
Да, Дух Святой всегда с нами, но всегда ли мы сами пребываем в Духе?
Вряд ли. Когда человек не в хорошем настроении и расположении, о нем обычно говорят, что он "не в духе". Тем более это тогда справедливо для Святого Духа! Плоды действия Которого "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, обладание собой" (Гал. 6,22). Обычно этого перечисленного всегда не хватало никому. Чем глубже в дальнейшую историю Церкви, тем больше разделений, споров, соперничеств среди верующих и много чего еще ( не говоря уже о войнах, которые в последние столетия велись, увы, между странами с христианской традицией!). Лучшие из христиан это всегда сознавали, поэтому и оставили в том числе эти молитвы. Начиная с "Царю Небесный", которая тоже имеет покаянный характер. Царство Божие давно уже приблизилось, по слову Евангелия; более того, оно посреди нас или "внутри нас". Но в то же время мы каждый раз просим: "Да приидет Царствие Твое!". А осуществляет это Царство как раз Святой Дух и жизнь в Нем. Одна из древних редакций молитвы Господней как раз читалась вместо "да приидет Царствие Твое" словами:"да приидет Дух Святой на нас и очистит нас". Поэтому так и живем, между "уже" и "еще не".
|
</> |