Может ли человек быть счастлив при капитализме?

топ 100 блогов Сообщество "Капитализм - преступная формация."29.04.2011

 

Мы живем в эпоху западного капитализма в отечественном исполнении. Какой бы красивой маской не пытались прикрыть эту систему товарно-денежных отношений, ее истинное лицо скрыть невозможно. При капитализме прав всегда тот, у кого больше денег, совершенно независимо от способа и источника их получения. Как капиталистическая экономика сказывается на отношениях между людьми? Как меняется их быт, их система ценностей? В кого мы превращаемся, в какую сторону движемся, и что нас ждет впереди? Является ли целью капитализма разностороннее развитие человеческой личности? На эти вопросы мы попытаемся ответить в этой статье.

 

Итак, в кого превращает нас капитализм? Прежде всего – в потребителей.

 

У потребителя только одна функция – потреблять; это – его главная жизненная цель. Он может не отвергать возможность созидательной деятельности (творческой, научной, общественной), но такая деятельность просто не приходит ему в голову. Он подобно пылесосу всасывает в себя продукты потребления – товары, услуги, впечатления – и не успевает их переварить, как услужливые торговцы подсовывают ему все новые и новые. Потребитель не задумывается – зачем ему столько вещей, и количество вещей (или количество потребленных впечатлений) давно стало для него мерилом счастья.

 

В капиталистической экономике все стремятся показать свою заботу о потребителе – потребитель на это очень падок. Именно для него, родимого, все эти заманчивые яркие ценники с цифрами, оканчивающимися на «99», всевозможные супер-пупер скидки, недозрелые манго из какого-нибудь Эквадора, тепличные помидоры, пропитанные нитратами, пирожки, наполовину заполненные начинкой, химические продукты в броских привлекательных обертках, и многое другое. Предполагается, что от всего этого потребитель будет довольно хрюкать, опустошая свой кошелек (см. фото).

 

Потребитель привык брать, а не отдавать. Он не производит, а покупает, не пишет, а читает, он ведет внешне правильную жизнь и не приносит абсолютно никакой пользы. Для того, чтобы потребитель чувствовал себя комфортнее, ему даже дали некие «права», отстаивая которые он может тешить чувство собственного достоинства. Ему не привили уважение к труду других, и он, пользуясь импортными товарами, высмеивает товары отечественного производства. Сам же он, как правило, ничего не производит.

 

В обществе потребления обычный процесс покупки человеком нужной вещи превращается в священнодействие. Появляются так называемые «бренды» (для так называемых «менеджеров» это слово звучит как мантра), к которым потребитель должен испытывать доверие, преданность, и которые он должен любить больше всех остальных «брендов». Предполагается, что потребитель идет в какую-то конкретную закусочную не потому, что он хочет есть, и закусочная расположена недалеко, а потому что он «предан этому бренду, доверяет ему, любит его». Сейчас стало так модно интересоваться вкусами потребителя, что я не удивлюсь, если у дойных коров начнут спрашивать, какой «бренд» сена они предпочитают.

 

Потребитель потребляет не только то, что можно купить за деньги. Потребление настолько прочно вошло в его жизнь, что он потребляет информацию, чувства, эмоции, ощущения. Любой предмет, любое событие и явление рассматриваются им с точки зрения потребительской ценности – будь то отношение с другим человеком (что я получу?), любовь (какие ощущения она мне принесет?) или смерть (что я буду испытывать?).

 

Общество потребления порождает новый тип людей – людей, которые воспринимают жизнь как бесконечную борьбу за материальные и духовные блага. Такие люди проводят четкую границу между собой и другими людьми, обособляют себя. Они видят мир четко разделенным на две половины – на «я» и «чужой». Необходимость противостояния между «я» и «чужим» вытекает из привычки потреблять. «Чужой» воспринимается как угроза лишения того или иного блага – чем больше возьмет себе он, тем меньше достанется мне. Соответственно, «чужого» нужно либо устранить, либо не дать ему завладеть этим благом. Так капитализм превращает людей в эгоцентристов.

 

В рекламе Макдоналдс, идущей по одному из каналов, двое по-американски упитанных детей спорят, кому из них достанется последний кусочек курицы. Пока они разбираются, кто съел больше, а кто меньше, рядом садится незнакомый мужик и съедает злополучный кусок, ставший яблоком раздора. Предполагалось, что реклама должна воспевать восхитительный вкус курицы, но получилось воспевание эгоизма и жадности. В рекламе чипсов парень гуляет с девушкой, которая держит пакетик с чипсами. Романтический вечер заканчивается тем, что он обманом забирает у нее этот пакетик и поспешно уходит. Какой-то странный и однообразный юмор, не находите? Но это не просто юмористические ролики, это отражение капиталистической морали – силой или хитростью отобрать у другого, съесть самому, устроиться лучше, чем другой, хорошо жить за счет другого.

 

Но оставим рекламу. Важнейшим институтом воспитания всегда была и остается семья. Что же наблюдается в российских семьях? Воспитывается ли в детях честность, порядочность, уважение к другим людям? Родители то и дело выясняют отношения, судятся за право растить ребенка, похищают его друг у друга, как вещь. Сестры и братья ненавидят друг друга из-за того, что не могут поделить родительскую жилплощадь. О какой порядочности может идти речь? Недавно мне довелось стать свидетелем того, как мамаша с сыном (мальчиком лет 10) сперла в магазине бутылку воды. Одета она была вполне прилично, деньги на бутылку воды (и не только) у нее явно были. Спрашивается: зачем украла? Да и еще и на глазах у сына? А … просто, чтобы хапнуть; охранника в магазине не было – почему не хапнуть? Так десятилетнему мальчику в голову закладываются основы поведения в капиталистическом обществе, так формируется мораль будущей личности, будущего члена общества.

 

Следующий этап, который проходит потребитель-эгоцентрист в своей человеческой деградации – собственничество. Потребитель-эгоцентрист не может не понимать, что для того, чтобы «чужой» не отобрал то, что у него есть, чтобы имущество, которым он пользуется, не досталось кому-то другому, нужно это имущество как-то защитить. И пусть это имущество не нужно ему большую часть времени, и он использует его, например, только по выходным, или вообще раз в год, но нужно сделать так, чтобы никто, кроме него самого, не осмелился пользоваться этим имуществом. Так появляется «собственность». В «собственности» сегодня может быть все, что угодно – от мебели до земельных участков и футбольных клубов.

 

Сегодня никто уже не удивляется, видя высокие заборы на берегу рек и озер, огораживающие самые живописные места от «посторонних». И дело даже не в том, каким образом тот или иной участок земли, двора, улицы оказался в собственности – путем его очистки от снега, получения в наследство, получения в качестве отката, или покупки на ворованные деньги. Дело в том, что наши люди, которые еще не до конца пропили мозги и отъели попы на гамбургерах, отторгают саму идею такой собственности. Мы не можем жить по волчьим законам. Среди нас еще есть люди, которые приходят на грязный пляж и собирают бутылки, пакеты, стекла, окурки. После чего не огораживают очищенный участок ленточками и табличками со своей фамилией. Впрочем, таких сейчас не поймут – ведь теперь все не «жильцы», и не «товарищи», а «собственники». Отныне так принято обращаться друг к другу.

 

Последняя стадия деградации потребителя-эгоцентриста-собственника – стадия цинизма. Циник не просто хочет потреблять больше, чем другие, и владеть тем, что он потребляет, – он еще и не против того, чтобы потреблять, ничего не делая, за счет труда других людей. Он хочет жить за счет другого, причем лучше того, за счет которого он живет. Он стремится достать то, что ему нужно, любой ценой.

 

После терактов в московском метро 29 марта, когда движение поездов было остановлено, некоторые таксисты брали с пассажиров по 3 и по 5 тысяч рублей всего за несколько километров пути. В одном из детских садов в Перми украли пластиковую крышку канализационного коллектора (чугунные украли и сдали в металлолом еще раньше), в результате чего погиб ребенок. Подросток убил ветерана Великой отечественной войны, чтобы… продать его медали. На допросе выяснилось, что малолетний ублюдок ничего не знал о войне – он не ходил в школу. Он хотел денег.

 

Вот оно, страшное, зловещее лицо капитализма – деньги и прибыль становятся выше человеческой жизни. Скажете, эти пороки стары как человечество и не имеют ничего общего с капитализмом? Отнюдь. Это порождение капитализма, его детище – так же как и эгоизм и собственничество. Уроды были всегда, но если в других обществах такое уродство осуждается и наказывается, в капиталистическом обществе оно взращивается и лелеется. Возьмем, например, американскую рекламу пива Bud Light, в которой двое молодых людей в разгар веселой вечеринки одновременно хватаются за последнюю бутылку пива. Кому достанется бутылка? Решают сыграть в старую детскую игру «Камень, ножницы, бумага». Играют. Один достает из кармана настоящий камень и бросает в другого, после чего забирает бутылку. Веселящаяся молодежь спокойно перешагивает через распластавшегося на траве неудачника. Вот какая идеология идет в Россию. А чего еще можно ожидать от людей, которые выросли на клипах и комиксах?

 

По всему видно, что социальный аспект рекламы, равно как и ее этическая составляющая мало заботят тех, кто стремится «купить» потребителя. Недавно на дорогах и тротуарах Ставрополя появились нарисованные масляной краской контуры разбившегося тела женщины с надписью «Мама мыла раму». Прохожие недоумевали. Бабушки пили валерьянку и узнавали у соседей, все ли живы. Позже выяснилось, что таким образом внимание потребителя пытаются привлечь производители окон, которые якобы не нужно мыть. Хотя в самих рисунках указания на производителя нет, эти рисунки являются частью рекламной кампании. Даже схематичное изображение мертвого или изувеченного человеческого тела в целях получения прибыли – циничный и похабный акт. Однако, новаторская идея уже «закинута» в массы. Скоро где-нибудь появятся изображения искалеченных детей с переломанными руками и ногами, сопровождающиеся надписями «Наши карусели – самые безопасные!».

 

Сам факт существования рекламы – этой и другой – является признаком морального декаданса нашего общества, поскольку единственная цель рекламы – это нажива. Кто проплатит рекламу – тот и получит прибыль, а проплатит тот, у кого больше денег. Закон джунглей, да и только. Еще в XVIII в. реклама своего товара, заманивание клиента, и отбивание клиента у своих конкурентов считалось делом неприличным и аморальным. Сейчас же нам норовят навязать эгоцентрический западный взгляд на то, что рекламировать, преподносить в красивой обертке все подряд (и себя в том числе) – не только не зазорно, но и правильно и необходимо. Человек умный и талантливый, но застенчивый и не привыкший себя рекламировать, вытеснен на задний план. Качественный товар – тоже. На переднем плане будет яркая упаковка, даже если под ней скрывается какая-нибудь законсервированная тухлятина.

 

А скорее всего, это и есть тухлятина, потому что в капиталистическом обществе никто ничего не производит – все только занимаются посредничеством. В искусстве, например, есть «творцы», создающие идею, и есть «посредники», паразитирующие на этой идее. Так же и в производстве, и в общественной жизни – есть производители, а есть спекулянты, маркетологи, менеджеры, пиар-менеджеры, мерчендайзеры, промоутеры, дистрибьюторы, франчайзеры (слова-то какие!), адвокаты, правозащитники и заимодатели, живущие на проценты с чужих денег. Откуда повылазило все это торгашеское отребье? Из темных закоулков паразитарной экономики. В этой экономике нет места рабочему, учителю, фермеру, пенсионеру. В ней есть место только банкирам, абрамовичам, сырьевым олигархам, обогащению и пожиранию, частной собственности и варварским войнам за ресурсы. Управленец получает в 300 раз больше, чем рабочий. Работник интересует работодателя только как источник богатства. Личность работника подавляется, обесценивается, и превращается в вещь. Прибыль получает не производитель, не рабочий, а директор завода, который покупает себе на нее БМВ, или Лексус, или яхту. Капитализм призывает: если хочешь жить достойно и обеспечить своих детей – сам стань эксплуататором. Человек оценивается и получает не по размеру принесенной обществу пользы, а по размеру капитала. Капитал – мерило всего. Все продается и все покупается. Коррумпированному российскому бизнесу плевать на человека, плевать на качество продукции, плевать на охрану природы, плевать на Родину. «Цивилизации гибнут оттого, что плоды их растут и зреют для немногих», – писал Д.И. Писарев. Один из новостных каналов опубликовал такую статистику. На сегодняшний день в России 990 тысяч состоятельных людей. Это 0,7 % всего населения. За 2009 год они «заработали» 7 триллионов 300 миллиардов рублей, что составляет четверть всех доходов в России (http://www.ntv.ru/novosti/190110/). Представляете, как нужно было работать?!

 

Дикая разница в доходах вызывает в капиталистическом обществе такое социальное расслоение, которое вряд ли можно назвать справедливым. Новые члены общества изначально помещаются в неравные условия – одни из них ходят в «элитные» детские сады (такие существуют даже для собак!), другим не хватает места в обычных. Одни получают квалифицированную медицинскую помощь при первой необходимости, а другие – как повезет. Социальное неравенство сегодня начинается не с института, и даже не со школы – с роддома. Олигархами становятся в утробе матери. Их называют «состоятельными» – видимо, потому, что они состоялись как люди. А все остальные не состоялись – они неудачники.

 

К сожалению, определяющим фактором социального неравенства в капиталистическом обществе является не труд человека. При капитализме вознаграждается не труд, не затраченные усилия, не честность, и даже не результат труда – вознаграждается сила, упорство, наглость, беспринципность. В соответствии с законом джунглей так и должно быть. Раз уж на то пошло, необходимо отметить, что в джунглях сильный имеет полное право сожрать слабого и немощного, ибо это оправдано самой высокой животной целью – целью выживания. Напомню, что этой же высокой целью мотивировали себя в 30-х годах немецкие наци. Озабоченные чистотой своей расы, они убивали умственно неполноценных детей и детей-инвалидов. Гитлер любил смотреть пропагандистские фильмы Геббельса о животных и верил в то, что «человек – это животное, и сильнейшее из животных должно побеждать». Именно этот принцип и лежит в основе навязанной сегодня России системы рыночных отношений.

 

Что мы имеем в итоге? Вызванную социальным неравенством огромную духовную разобщенность населения, полное бессилие закона и порядка перед олигархией и купленными СМИ, коррумпированность бизнеса и невероятное по своим масштабам разграбление страны, сопровождающееся вымиранием «слабых», которых становится все больше и больше. Приведем выдержки из белорусской прессы:

 

«Деградация России при Путине отражена цифрами, перед которыми меркнут все сказки о наступающем благоденствии, распространяемые полностью подавленными властью средствами массовой информации, пишет государственная «Народная Газета» (Беларусь). В Российской Федерации 4 млн бомжей, 3 млн нищих, 3 млн уличных и привокзальных проституток, примерно 1,5 млн российских женщин «работают» на панели стран Европы и Азии. 6 млн российских граждан страдают душевными расстройствами, 5 млн – наркоманы, более 6 млн болеют СПИДом. Каждый день в Российской Федерации производится 10 тысяч абортов, 7 миллионов браков в РФ бездетные. Совершается более 80 тысяч убийств в год. В дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 30 тысяч человек. Около 100 тысяч россиян гибнет ежегодно от наркотической передозировки. Ежегодно в России совершают преступления около 3 миллионов человек. Заключенных в стране свыше 1 миллиона – больше, чем в СССР в период сталинских репрессий. РФ занимает по показателю репрессивности правоохранительной системы первое место в мире – 800-810 заключенных на 100 тысяч населения. Потребление спиртного в РФ – 14 литров условного спирта на человека в год (по другим данным – 18 литров). С уровня 8 литров начинается физическая деградация нации. В России проживает 31 млн детей до 18 лет. Здоровы не более 30 процентов, 3,5 млн – инвалиды, 1 млн – наркоманы. Детей-сирот 750 тысяч (больше, чем по окончании Великой Отечественной войны, когда детей-сирот было 678 тысяч). Два млн детей безграмотны. Около пяти миллионов беспризорных. В России полтора миллиона чиновников – втрое больше, чем в СССР. На взятки и подкуп должностных лиц ежегодно затрачивается около 33,5 миллиарда долларов. По добыче угля Россия «достигла» уровня 1957 года, по производству грузовых автомобилей – 1937-го, комбайнов – 1933-го, тракторов – 1931-го, вагонов и тканей – 1910-го, обуви – 1900-го. Практически полностью разрушена авиационная, радиоэлектронная, автомобильная промышленность». (http://newsland.ru/News/Detail/id/485685/)

 

Эволюция человека завершена. Отныне мы возвращаемся к царству зверей, к доминированию силы над такими исключительно человеческими качествами, как «совесть» и «порядочность», к господству животной сущности над сущностью социальной. Социальная сущность будет отмирать по мере того, как человек будет утрачивать умение ставить себя на место своего соседа, отождествлять себя с ним, воспринимать себя как уникальную часть целостного организма – общества, и трудиться на благо этого общества. Если любой советский человек мог показать на схеме взаимоотношений «Я – моя Родина» свое место и свою роль, российский человек не воспринимает себя как часть чего-то своего, великого и движущегося к единой цели. Отсутствие при капитализме единой общественной цели и доминирование индивидуалистической цели – цели личного обогащения, приведет к появлению разобщенных индивидуумов, каждый из которых думает и заботится лишь о себе. Кризисы, конфликты, войны будут неизбежны. «В капиталистических странах кризис есть явление старое, повторяющееся от времени до времени, как припадок хронической болезни», – писал В.И. Ленин. Общество потребления – это первый шаг на пути к обществу эгоизма и цинизма, так как потребительская цель еще больше разобщает людей, а не сплачивает их. Господство материальных интересов над духовными дезорганизует общество до такой степени, что оно будет уже не в состоянии даже постоять за себя в случае войны. Такое общество обречено на гибель. Там, где частные интересы превыше интересов общественных, где цель выживания вида подчинена цели личного выживания, нет будущего. Примером тому может послужить вода в наших реках и озерах, которую скоро станет уже невозможно пить, горящие и вырубаемые леса, загрязненный воздух, вымирающие виды животных и растений. Природа уже кричит: «Хватит! Одумайтесь! Сколько можно? Вы же губите себя!». Ее голос, увы, заглушает шуршание нефтедолларов.

 

В России капитализм обрел столь ужасающую форму не потому, что Россия – отсталая страна (отсталый народ не мог разгромить фашизм). Россия служит зеркалом, в котором другие страны могут увидеть, во что мы, люди, превращаемся. Россия – это предупреждение для других. Даже наши ближайшие соседи и самая близкая к нам по духу нация, белорусы, ужасаются тому, что происходит с Россией. Мы сами не заметили, как из великой державы превратились в вырождающуюся нацию, в сырьевой придаток «цивилизованного» мира. Все описанные выше проблемы в той или иной степени присутствуют во всех без исключения капиталистических странах, но в России они обретают крайнюю, будто бы нарочно гиперболизированную форму, они выпячиваются так, что их невозможно не заметить.

 

Может ли человек быть счастлив при капитализме? Русское слово сЧАСТЬе уникально – оно заключает в себе такой смысл, какого нет ни в каком другом языке (ср. немецкое Glück – в русском языке «глюк» обозначает несколько другое, английское happiness – родственное «хапать», французское bonheur – буквально «хорошее время»). Раньше существовало слово счастенъ – «причастен». Счастливым может быть только тот человек, который стал частью чего-то большего, чем он сам.

 

Человек может родиться два раза. Первый раз он рождается в физическом плане – он появляется на свет из материнского чрева. Второй раз он рождается в социальном плане. «РождаетСЯ» – значит, рождает СЕБЯ, осознает себя как общественное существо. Он отнюдь не сливается с толпой – сохраняя свою индивидуальность и свои уникальные качества, он осознает себя частью чего-то большего, чем он сам, и интересы этого большего становятся ЕГО интересами, а цель большего становится ЕГО целью. В этом нет манипуляции сознанием – человек добровольно принимает знание о том, что он неотделим от своего социума, потому что если бы не было этого социума, не было бы и его, и от будущего этого социума зависит и его будущее, и будущее его детей и внуков. Он сам выбирает эту стезю, он сам несет ответственность за свой шаг.

 

В глубокой древности человек, достигая сознательного возраста, выбирал себе новое имя. Это было символическим новым рождением, подтверждающим осознанный выбор жизненного пути. Второе рождение упоминается и в Библии: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».

 

У истоков советской традиции перехода в пионеры и комсомольцы лежал именно принцип «второго» рождения – рождения в качестве социального субъекта. У такого субъекта, даже при всех его издержках и недостатках, не могло появиться лозунга «Бери от жизни все!», и не потому что за такие лозунги он мог очутиться на 101-ом километре, а потому что ему и в голову не могло прийти, что можно жить с такой задачей – задачей хапать все подряд, лезть по головам других людей, думать только о себе. Больной, неразумный эгоизм противен человеческой натуре и губителен для нее и для всего общества, как раковая клетка губительна для себя самой и для всего организма.

 

Порой непосредственная угроза роду (война) может заставить человека родитьСЯ в социальной ипостаси героя и лечь на амбразуру, чтобы спасти своих товарищей и защитить матерей и жен. В невоенное время сделать это сложнее, потому что многие люди просто не ощущают такую необходимость – необходимость своего социального «рождения». Всюду зреют социальная апатия и «пофигизм». Однако представление о себе и своей семье как о чем-то обособленном от остального общества, иллюзия того, что «я сам по себе, я никого не трогаю – а значит, и меня не тронут» быстро разрушается, как только начинаются трудности с поиском работы, как только ощущаешь на себе прелести ссудного процента, или получаешь счет за квартиру, равный половине твоей месячной зарплаты. Когда начинаешь бояться ходить по улицам и ездить в метро, когда твоих детей учат по телевизору пить пиво и убивать, а в школе – замаливать грехи в рамках нового школьного «предмета», когда общественный строй все больше начинает напоминать рабовладельческий, а душка-президент предлагает увеличить пенсионный возраст. Может пройти много, очень много времени, прежде чем человек осознает, что «так нельзя, с этим надо что-то делать». Но лучше уж поздно, чем никогда.

 

Оглянитесь вокруг – много ли счастливых, честных, разносторонне развитых людей вы видите? Будет ли их становиться больше с каждым годом?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Увидеть этих грациозных птиц можно всего в десяти километрах от израильского курорта Эйлат. Я еще дома в мобильном приложении maps.me обнаружил точку на карте под названием Flamingo lookout и поставил предварительную метку. 02. Условия, конечно, не совсем дикие. Деятельность ...
В шведском документе " Bakgrund till valet av Leopard 2 " приводится интересная таблица распределния очков при конкурсе на выбор основного танка, который проводился в Швеции в 1993 году. Это штрафные баллы, которые присуждались конкретному танку по пяти номинациям (указаны в таблице) и в ...
Врать не буду. Классическую музыку я не то, чтобы не люблю. Я ее немного побаиваюсь. Как когда-то чего не понимаешь (например телефон новый - ну, нифига мне пока не понятно!) - побаиваешься. А потом, узнаешь - влюбляешься до прерывистого дыхания. ...
Скажите для чего нужна лужайка Лужкова.Я не могу на неё поставить деревья,а ...
Периодически -- в жизни, не в жж -- встречаю у некоторых френдов пиетет к разным изданиям, печатающимся на бумаге. И это навело меня на мысль посмотреть, есть ли авторы моих любимых стихотворений (см. два предыдущие поста), например, в ЖЗ. Куляхтина ...