МОИ ПРИВИВКИ

топ 100 блогов maroosya17.03.2011 Были в моей жизни три человека, которые воспитали во мне силу духа.
*
Она
Она была нянечка в детском саду. Я настолько ее ненавидела, что имя ее не могу вспомнить даже сейчас. Она была образ-без-имени, она была чудовище, монстр, она была -- Она. Я так ее боялась, что никогда-никогда не смотрела ей в лицо. И хотя у меня хорошая память на лица, и я могу описать и даже нарисовать человека по памяти, я помню только ее огромную чугунную литую бесформенность и какое-то – если можно так сказать -- несвежее мятое коричневое поле вокруг нее, медленно тяжело неотвратимо наступающей.
Долгое время, уже сильно повзрослев, каждое утро я ходила с сыном мимо ее дома, провожая его в школу, вежливо здоровалась с ней, торчащей из-за калитки, а она смотрела на меня злобно – впрочем, она на всех так злобно смотрела, ее не устраивала жизнь как таковая – злобно смотрела и понимала, что я помню. Что именно, из того, что она за свою жизнь совершила – этого она не могла знать. Но ненавидела меня за то, что я помню.
*
Меня стали водить в садик уже перед самым первым классом, чтобы я, как сказал папа, привыкала к коллективу. И я стала привыкать. Но не привыкалось. В коллективе уже были свои правила и законы.
Однажды нас уложили на дневной сон. И сказали, что накажут, если мы не будем спать. А спать не хотелось. И я тихо лежала с открытыми глазами. А Толя Галак прыгал с кровати на кровать и смотрел, кто спит, а кто не спит. И верещал: -- Агааа!!! Не спииишь?! Будет скааазано!
И дети закрывали глаза, плотно-плотно, сморщивая носы, чтоб не было сказано.
А я не могла – какое-то внутреннее сопротивление и надежда на справедливость взрослых и, наверное, гордыня – не знаю – не позволяла мне подчиниться ситуации и закрыть глаза из страха перед доносчиком Галаком.
И вот Она пришла в спальню. И Галак, подскочил к ней, великовозрастной женщине с немалым опытом работы с детьми, и стал тыкать пальцем в меня и еще в нескольких детей, которые его, Галака, не испугались: -- Вот Яворский не спал! И Ханчирова не спАла! И Векслер не спАла!
И вот, всех детей подняли и повели на полдник. И ябеду Галака подняли, погладили по головке и повели пить сок. А нас, несколько нарушителей, оставили в полутемной спальне и выстроили в линеечку. И Она наклонялась к каждому и ритмично повторяла что-то программно-садиковое: «я вам говорила или нет, говорила или нет, говорила спать или нет, а то накажу, говорила или нет» – так монотонно, постепенно взвинчивая себя, она ходила вдоль нашей жалкой шеренгочки и шаркала-шаркала большими растоптанными грязно-оранжевыми шлепанцами говорила все быстрей, все громче, все быстрей и громче-громче. Наконец она довела себя но нужного состояния и… отлупила каждого из нас по попе – стянула трусы и отлупила.
И та же гордыня не позволила мне открыть рот и сказать, что я лежала тихо и смотрела в потолок, а Галак прыгал по всей спальне и не давал спать даже тем, кто хотел уснуть.
Меня она лупила как-то очень изощренно, задыхаясь и приговаривая, скажешь своей мамке, какая ты непослушная, скааааажешь своей мамке. И добавила странное, что я помню и сейчас: -- А то – вабше уж!
Я как-то чуть раньше во дворе детсада вдруг подслушала разговор воспитателей – они ведь всегда собирались кружком и сплетничали. Про маму. Что она ходит в модном полупальто и шляпочке. И что она, конечно, немножко, надменная, и дочка у нее заносчивая, ну так, что ж – штучка-то приезжая, но ничего – она ж молодая и милая и очень вежливая. И стройная как девочка. И эта самая Она злобно повторила за кем-то, кто наивно восхищался красотой моей мамы: -- Как деееевачка… А разговаривает как…как… с прислугой.
--Это как это? – удивилась Елена Васильевна, моя воспитательница.
--Та не понятно ваабше, шо говорит. Будьте любезны, мойте руки… Вапше уж!
И вот эту самую глубоко затаенную неистовую дремучую злобу и зависть я почувствовала в тот момент, когда она меня остервенело лупила.
Я тогда не понимала, почему Она так себя вела, почему она чувствовала такое нервное возбуждение, когда шлепала именно меня, но интуитивно повела себя правильно -- маме я ничего в тот день не сказала. Опять же из гордыни и какого-то внутреннего сопротивления.
И мама продолжала быть с ней вежливой доброжелательной и отстраненной. Как с прислугой.
Маме я тогда ничего не сказала.
Она прочтет об этом только сейчас.

ЛП
Вторым человек, укрепившим мой дух, была первая учительница ЛП.
ЛП детей любила… беспощадно. Строгая, с седой прядью, она мне казалась очень старой, хотя наверняка была помоложе, чем я сейчас. Я помню, что у нее были плоские длинные пальцы. Как будто высушенные для гербария – такие плоские. И чистые-чистые коротко остриженные ногти.
Мне обследовали глаза и закапывали атропином.
ЛП давала диктант. И я сказала, что не могу писать, мне не видно. А она закричала – такой у нее был скрипучий голос – старый голос: – Не ври, Гончарова! (Что за мода у них была хлестать маленьких детей фамилиями) И кинула мне на парту тетрадь для контрольных диктантов. Я была просто потрясена – что ЛП мне не поверила. Это вообще случилось впервые в моей жизни, что мне вдруг не поверили. Дома мне верили, друзья мне верили, я всем верила, а ЛП мне вдруг не поверила. И я стала писать под диктовку – наощупь. Потом, когда мне выписали очки и действие атропина прошло, я увидела, как криво и страшно были написаны слова «Настя живет в деревне. У Насти во дворе гуси, куры и кролики. Настина мама работает в колхозе дояркой. Настина мама встает в пять часов утра.»
--Хм, действительно, -- скривив рот сама себе пробормотала ЛП, разглядывая мои каракули, и как будто оправдывая свою недоверчивость, вдруг раздраженно проворчала: -- На каникулах надо это делать! Лечат они! Во время учебного года… Совсем уже!
А глазами Нади Д. никто не занимался. Она сидела на задней парте. И ей не видно было то, что другие пишут на доске. И она привставала и щурилась. Она жила в какой-то странной семье, где на нее никто не обращал внимания – она ходила в школу в мятом платье, кудлатая, без обязательных коричневых бантов. Когда Надя Д. в очередной раз привстала посмотреть на доску, заслуженная учительница, отличник народного образования ЛП крикнула раздраженно: -- Сяааадь! Слепая курица!
Наде Д. было 7 лет, щуплая, с землистым цветом лица, такая жалкая девочка она была, и папа ее был алкоголик. И в семье было полно детей от разных пап. А мама работала уборщицей в нескольких местах. И Надя Д. ходила в группу продленного дня, называлась там стыдным словом бесплатница, и бывало, что она ела только то, что давали на обед в школе.
ЛП крикнула Наде Д.: -- Слепая курица!
И класс рассмеялся. Но не весь.
*
ЛП принесла в класс ворох новой сиротского вида одежды – ботинки, пальто. И стала медленно торжественно и ехидно декламировать:
-- За отличную учебу и хорошее поведение Иванову Олегу школа вручает…
И красный как помидор Иванов, двоечник, прогульщик, потом он куда-то сгинул, говорят, в колонии убили, он вышел к учительскому столу и взял то, что ему купила школа. А на первой парте сидел Никита П. и потихоньку чистил мандарин. И оттуда из-под его парты пахло. И потом настал черед Нади Д. ЛП не ленилась повторять снова и снова: -- За отличную учебу и хорошее поведение…
Так обычно начинали речь на линейке, где вручали грамоты или дипломы. И Надя сгорбилась, опустила глаза и тоже вышла за своими ботинками. И я подумала, как же она их будет носить, такие страшные ботинки. Но она всю зиму их носила.
И потом ЛП, почувствовав напряжение в классе – уже никто почти не смеялся -- позвала к столу Занкина. А тот швырнул ей ботинки в лицо и ушел из класса. Я об этом писала как-то в рассказе «…щинят и каникулов»
ЛП сказала ему вслед, я этого так не оставлю. И не оставила. И Занкина потом страшно избил дома отчим…
Надя Д. меня ненавидела. Но моя подруга Мирочка, она была государственного ума девочка, сказала: -- Прости ее.
*
Паркер
Тут долгая история… Он когда приехал в наш город и поступил на работу завучем в нашу школу, сразу напросился к нам в гости. Очень забавный – маленького роста, но с очень большими ступнями и дикторским голосом. И за столом он стал хвастаться перед родителями ручкой «Паркер», которую ему якобы подарил в личной дружеской беседе знакомый летчик-космонавт. Раньше иметь знакомого летчика-космонавта – это все равно, что сейчас в друзьях, ну не знаю кого, может, Пугачеву, вот.
И видимо не произвел ожидаемого впечатления. И заискивания не почувствовал, обычного угодливого прогиба молодого учителя перед завучем.
И затаил. Стал регулярно посещать мамины уроки – вломится уже после звонка, маленький в гигантских башмаках, морда в кучку – насупленный, сядет на заднюю парту, пишет-пишет и головой качает, мол, ооо, нееет…
А маме – хоть бы хны – дети язык любят, учат, родители довольны.
Папа к маме забегает иногда в учительскую повидаться, такой красавец папа мой был, работал напротив, в спортивной школе.
И я. Первоклассница.
Мама в большой перерыв повела меня в столовую перекусить, сама пошла брать чай с булочками, а меня послала руки мыть. А умывальники в школе были почему-то расположены в другом крыле, а не в столовой. Ну там все было странно в этой школе. Словом, я побежала – маленькая, легкая, в сменных сандаликах. И вдруг – он, завуч. Маленького росточка, но широкий, квадратный, растянутый по диагонали как баян.
-- Ты почему бегаешь по коридору?! А?! – он схватил меня за ухо и стал тянуть вверх. Я поднялась на цыпочки, чтобы не так было больно. А вокруг стали собираться школьники, те, что учились в том крыле, где умывальники – седьмые-восьмые классы. Завуча и меня, висящую на ухе, окружили плотным кольцом. Помню мальчик какой-то подошел и сказал, ну отпустите ее, она хорошая девочка, у нее мама учительница.
-- Скажи своей мамке учительнице – задышал вонючим мне в лицо маленький завуч в больших башмаках – что она неправильно тебя воспитывает! И запомни раз и навсегда – нельзяааа бееееегать по коридоооору. Коридоооор – не меееесто для пробеееежек. Запомнила?!
Чтоб я лучше запомнила, он резко потянул меня за ухо еще выше.
Я молчала. На уровне глаз блестела ручка в нагрудном кармане его пиджака. Паркер, якобы подаренный летчиком-космонавтом.
-- Запомнила, я тя спрашиваю?! – опять рывок наверх за ухо.
-- Да. – ответила я.
--Не слышу!!! – еще громче крикнул завуч.
Я, чуть ли не теряя сознание от стыда и боли, закрыла глаза.
И он меня отпустил. Я медленно пошла и вслед еще услышала: -- Мамке скажи, чтоб воспитывала тебя!
В столовой мама оживленно разговаривала с Ниночкой пионервожатой и сказала, ну что ты так долго, чай уже остыл. Что с тобой, почему ты такая красная, опять выбегала с подружками на улицу? Я же просила. Ну что ты надулась, -- заглядывала мама мне в лицо, -- Ты же можешь простудиться. Переодень обувь, надень пальто и иди гуляй…
Я быстро выпила чай, от булочки отказалась и поплелась в класс.
Маме я опять ничего не сказала. Опять, интуитивно понимая, что этого делать никак нельзя.
И мама еще долгое время раздражала маленького широкого завуча в больших башмаках своей холодной вежливостью. А я старалась не попадаться ему на глаза.
А потом его почему-то уволили, не знаю за что.
*
Я не злопамятная, нет. Но эти три человека укрепили силу моего духа, сделали такие прививки, которые помогли мне перенести и другие жизненные трудности.
Спасибо им за это.
*
А как вас прививали в детстве?МОИ ПРИВИВКИ

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
16.03.2011 Имя, sestra! (с)
Архив записей в блогах:
--- anthony_bf wrote: > Я не знаю как в сообщество постить, потому посылаю с помощью лички. > Видео авторское, время на регистраторе правильное. ...
Отец родился в 1918 г. в городе Екатеринославе. В январе (месяц важен, чтобы сказать – в каком государстве родился: в январе город входил в Украинскую народную республику, в апреле был в составе Украинской державы гетмана Скоропадского, а в декабре под властью Махно). В 1936 г. отец ...
Сейчас такая категория появилась - прозревшие. Типа нынче, не то, что давече. Я говорю об отношении к СпецВОВ и ВВП. Оценка стала постепенно меняться на отрицательную, когда жареным запахло, т.е. личным участием в спецВОВоперации. Так вот - говорит персонаж - зачем воевать с Украиной - ...
Можно принять решение о передаче территории одного государства другому, но нельзя волевым решением изменить культуру. Могут ли новые хозяева внедрить на чужую землю свои традиции? Или они неизбежно интегрируются в исконную культурную среду? На днях прочитала монографию историка Юрия ...
праздники закончились три дня назад пора бы выйти из запоев ибо все эти новости из разных щелей лиги начинают уже угнетать мозжечок Касатонов: «Сделаю все возможное, чтобы сохранить Ковальчука в СКА и КХЛ» Ялонен: «Насколько я знаю, ...