Модно потому что это - Zeitgeist.

топ 100 блогов zina_korzina11.04.2012
  • Помните школьные сочинения о «роли народа в истории»? О том, что это вовсе не Тамерлан с Талейраном творят историю и события, а некий, смутно осознаваемый школьниками, Народ с большой буквы «нэ». Народ почему-то представлялся с бородами и вилами, но непременно на фоне Льва Толстого, который, как писалось в наших учебниках, «...В 'Войне и мире' лелеял 'мысль народную'». На мой взгляд, историю творит не столько народ вместе с писателями, а нечто само собой разумеющееся - Zeitgeist - именно надчеловеческое, надземное и надличностное явление, которое заставляет массы желать, бежать, воевать, наряжаться и так далее. Многоизвестная Коко Шанель, женщина не стадавшая приступами скромности, в своих мемуарах прямо говорила, что как только она отрезала свои длинные, вполне роскошные волосы, все француженки (читай - жительницы планеты Земля!) осознали это, как новомодное явление.

    Ровно то же самое Шанель утверждала насчёт прямого, лаконичного покроя платьев и окончательного освобожения от корсетов, начатого, как известно другим нескромным творцом стиля - Полем Пуаре. Я! Я! Я! И всё тут. Личность в истории. Думаете, что без Шанель и Пуаре женщины до сих пор носили бы шляпки-fantasie и рукава с буфами? Вот Кристиан Диор был тише и честнее - он заявлял, что задача кутюрье - лишь считывать настроение эпохи и давать людям всё то, что они воспримут «на ура». Просто иметь ощущение Zeitgeist-а - это и есть талант. Талант не сочиняет, а считывает. Почему Гений часто бывает непризнанным? Потому что он опережает паровоз эпохи и бежит впереди оного.

    Модно потому что это - Zeitgeist.
    • Эмильена д`Алансон 1890-1900-е и вечно юная Шанель 1920-х.

      Помните фильм «Назад в Будущее»? На вечеринке 1955 года юноша из 1980-х принимается играть музыку, которая вот-вот станет популярной именно в 1950-х и - срывает аплодисменты. Когда же он начинает выдавать heavy metal, вся толпа подростков-«стиляг» быстро вянет и киснет в недоумении. Это не их мир, не их музыка, не их Zeitgeist. В истории моды, дизайна, да и вообще - искусства, стиля жизни, образов мысли - всё ровно то же самое. Задача художника - поймать настроение толпы за секунду до осознания толпой этого своего желания. Женщины эпохи Шанель хотели стричься, носить короткое и рациональное, быть независимыми - она дала им то, что они и без неё хотели. Если бы не она, это придумали бы другие - Пату, Лелонг, Фортуни... Однако эпохе была нужна именно женщина-портниха с нахальными глазами и худой фигурой. Шанель заявила, что создала моду 1920-х в именно в расчёте на своё мальчишеское, вечно юное тело. Коко вспоминала, как однажды, ещё в начале века, попыталась примерить наряды своей соперницы - актрисы, куртизанки Эмильены д`Алансон (дело было в доме общего любовника!). Ну и затерялась в складках...корсета.

      Фигура Эмильены была фактурная, по моде эпохи Ар Нуво - сексапильная полнота ног и тяжесть бёдер пикантно уравновешивалась тонкостью стана и покатостью плеч. Тогда крошка Коко обиделась на тяжеловесную моду и решила ей отомстить. И - отомстила, создав маленькое, чёрное, с низкой талией - на узких бёдрах и с открытыми ногами. Чтобы пышка-Эмильена и ей подобные отныне страдали на диетах. На самом деле, мир женщин ждал этого мальчишеского стиля, чтобы сбежать из дома на велосипеде. Можно с любовником, можно без. С тем же успехом, культивирование этого типа женщин можно приписать Виктору Маргериту и его роману 'La Garconne'. А можно сказать, что дамская эмансипация в Советской России с её стрижеными рабфаковками и худосочными (хотя и от недоедания) пролеткультовками показала «телесный конструктивизм» всему миру. Как ни поворачивай, всё будет правильно. Zeitgeist ибо. Поэтому Шанель могла сколь угодно приписывать моду на гарсон-стиль своему таланту - ни от кого не убудет. Когда бушует Zeitgeist, никто не у кого не списывает - все творят в едином ключе, просто называют это по-разному.

      Модно потому что это - Zeitgeist.
    • Немка, русская, француженка: мода на статных блондинок в 1930-е годы.

      В 1930-е годы в моду вошли статные блондины и тоска по прошлому. В Третьем Рейхе это носило расовый характер - белокурые девы и королевская Пруссия, пестуем большие крестьянские семьи, читаем Вальтера Дарре и целуем бюстик Фридриха Великого. С ними всё ясно - они с этим пришли к власти (а, может, потому и пришли, что в тот момент именно это было остро нужно?!). Но почему-то и в Советском Союзе началась повальная мода на белокурых Венер и таких же Аполлонов - большинство известных и малоизвестных актрис 1930-х - блондинки, а брюнет Лазарь Иосифович Вайсбейн (он же Леонид Утёсов!) был срочно выкрашен в белокурый цвет, дабы воплощать образ социалистического джазмена. Белоголовый Тимур борется со смуглым, монголоидного вида, Квакиным. Героиня Любови Орловой в фильме «Цирк» ритуальным жестом снимает чёрный парик и обращается белой богиней, под стать главному блондину СССР - Сергею Столярову. И даже Антон Кандидов, по книге имеющий цыганскую кровь, в киноверсии «Вратаря» оказывается нордическим викингом. Впрочем, как и его невеста - спортсменка Настя.

      Что характерно, блондинки тогда мелькали везде - на обложках французского гламуро-глянца, на голливудских афишах, в иллюстрациях к переизданным английским романам про неспешную жизнь той эпохи, которая ещё именуется 'Regency era'. В СССР, в Америке, в Англии не было национал-социализма и никто им не говорил о том, что статный блондин - это властелин мира... Дух времени. Тогда это было нужно - блондинка, читающая роман про времена 'Regency era'. В СССР всё это, включая палладианство перековавшихся конструктивистов, называлось «освоением классики». У нацистов - «поисками нордического компонента в культурах», «наследием предков». В Англии просто прислушались к бабушкам, которые всё ещё носили корсеты и помнили кутежи Эдуарда VII с куртизанкой Отеро. Люди всего мира срочно выкинули рацио и занялись истоками. Судорожное отмечание 100-летия со дня...смерти Пушкина, чтобы не забыть «чудное мгновенье», чтобы вспомнить Наше Всё. Вспомнить надо очень многое и всем сразу - бабушку Викторию, дорический ордер, прусские косы, стиль Louis XVI с ампиром в одном флаконе, Дискобола, бархатные шторы и придворные вальсы. Рукава с буфами, длина - много ниже колена.

      Модно потому что это - Zeitgeist.
    • Космическая тема в советской игрушке и парижском От-Кутюре.

      Или вот космические-футуристические-геометрические 1960-е. Всё едино, несмотря на различие в общественном строе и прочих вероисповеданиях. Только в СССР бунт молодёжи выражался не в студенческих волнениях, а в стремлении доказать «старикам», что те живут глупо, мещански-мелко, ненаучно и нерационально. Герой Олега Табакова в «Шумном дне» рубит дедовской шашкой мебель своей родственницы-мещанки. Главный герой эпохи - студент или молодой учёный. Старость или даже зрелость - некомильфотны, они подёрнуты слоем пыли или слоем фальшивого лака. Live fast - die young! Те, в районе Манхэттена, умирали от передозы и бурной жизни. Эти, в районе Научного Городка-16 умирали от другой передозы и не менее бурного бытия. Не важна причина - важен посыл эпохи... Там играют в геометрическую форму и космические мотивы Андре Куррежа. Здесь это называется «эстетикой будущего», «коммунистическим аскетизмом». Платьица-трапеции, повторенные Славой Зайцевым (а возможно - придуманные без оглядки на Куррежа-Кардена-Сен-Лорана!) - это одеяние девочки из Прекрасного Далёка.

      Стругацкие дают нам образ девушки из Мира Полдня, подразумевая современную девчонку, одетую прямо в духе французского 'VOGUE': «Она была чемпионом по плаванию в вольном стиле. У нее были узкие бедра и широкие мужские плечи. Кондратьеву нравилось видеть её, и ему хотелось под каким-нибудь предлогом включить свет. Например, чтобы в последний раз перед спуском осмотреть замок люка. Но Кондратьев не стал включать свет. Он и так помнил Акико: тонкая и угловатая, как подросток, с широкими мужскими плечами, в полотняной куртке с засученными рукавами и в широких коротких штанах». Курреж говорил, что одежда обязана быть разумной и полагал, что роскошь, как явление, целиком принадлежит миру прошлого. С этим буржуазным модельером согласился бы любой марксист из агитпроповской газеты. Страсть к освоению пространства гнала западную молодёжь путешествовать автостопом, а нашу - отмерять километры в многотрудных походах. Смысл был единым, исполнение - разным. Никто ни у кого не списывал, не срисовывал - все хотели одного и того же.

      Модно потому что это - Zeitgeist.
    • Ретро-мода 1970-х. .
    • По центру - карикатура Х.Бидструпа на тему тамошних шестидесятников и их выбора.

      В 1970-е на Западе сложилось то самое общество потребления, когда любой человек мог за небольшие деньги получить набор средненьких, но вполне сносных благ, а обставление себя вещами сделалось смыслом жизни. В СССР было ровно то же самое - люди судорожно скупали всё, что могли (а иной раз - и не могли!) скупить. Доставали, перепродавали, наряжались и хвастались. Квартиры заполнились коврами, хрусталём, книгами. Общество потребления по-советски. Сие называлось «ростом благосостояния советских граждан». Главное - грамотно назвать всё то, что под другим наименованием смотрелось бы враждебно и чуждо. Вопрос из культового фильма 1960-х: «Зачем мне квартира?» теперь выглядел, как пафосное юродство. На Западе бывшие-свободные-хиппи, дети Вудстока, если выжили, то переоделись в яппи и купили себе Parker-ы... Интерес к ретро, который захватил тогда весь мир, в СССР именовался «любовью к русской старине». Белогвардейские игры-посиделки вчерашних футуристов-походников. Что интересно, в 1970-х в ФРГ встрепенулись неонацисты - они бузили и в 1960-е, но в эпоху «поиска истоков» их явление оказывалось наиболее чувствительным.

      В 1980-х у них в моде был стиль девочки-оторвы с вырвиглазовыми цветами теней и футболок, с манерами поворотни, с начёсами а-ля взрыв на макаронной фабрике. В СССР это называлось и до сих пор называется «стилем провинциальной ПТУ-ницы». Хотя юная Луиза Чикконе, демонстрировавшая этот look в своих клипах, никогда не училась в швейном или ещё в каком заборо-ремонтном ПТУ. Был принят стиль агрессии и сексуальной свободы. Или вот: повышенный интерес к девушкам-моделям и судьбе Маши Калининой не был сугубо-совковым, локально-местным, на отшибе Европы процветающим. 1988 год - уж год, как началась Эра Супермоделей. Весь мир рукоплещет именно девушкам с обложки, поэтому советские конкурсы красоты были только частью общего Zeitgeist-a. Интерес к Синди Кроуфорд был ничуть не лучше/хуже/правильнее/тупее, чем статьи в «Работнице» с коллажиком, посвящённым «Московской Красавице - 88»... И так, полагаю, во всём и всегда. Нам что-то интересно, нужно, красиво потому что везде ТАК и никак иначе.
  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    Многие думают, что за полярным кругом зимой постоянная ночь, а летом будет светлый день. Но это не так. В каждом районе Заполярного края ночь приходит в разное время и на свой период. Если в районе полуострова Рыбачьего ночная тема вступает в свои права аж на 52 дня, то в Мурманске ...
    https://www.youtube.com/watch?v=V7gHMJJ0Z_I Очень уместно и вовремя: ведь Евровидение-2017 пройдет в храме и не абы в каком - а в самой Софии Киевской! "Власти Киева решили провести открытие «Евровидения--2017» в Софийском соборе. По словам замглавы киевской администрации Алексея ...
    Сегодня пятница, значит котики. А у меня киса Дуня. Начнем с того, что Дуню в спальню я не пускаю, ухожу спать и плотно закрываю дверь. Утром она терпеливо ждет, когда я проснусь и выйду из спальни. Ждет либо прямо под дверями, либо в ванной (ванна рядом со спальней). Сегодня я открыла ...
    Очередное письмо, как рапан отправился на рыбалку. С щипцами. Свое письмо девушка назвала: "Я что-то сделала не так или он глубоко заморожен?" Конечно глубоко, очень глубоко, иначе бы никуда от ее щипцов не делся. muzaprishla Добрый день, Эволюция! Читаю ваш блог чуть ...
    По версии журнала Форбс Стас Михайлов получает самые большие доходы от своих выступлений. Но вместе с доходами растёт и жадность Михайлова. Он возит на свои концерты приставные стулья, которые ставятся перед сценой. Цена такого места ...