МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ И ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ
kamennyigost — 14.11.2009 Модернизация России - это такой современный тренд. О модернизации не устает говорить президент, о ней постоянно твердят различные экономисты, политики, журналисты. Наверно, у разных экспертов и экспертных групп есть какое-то свое понимание модернизации, но ясно, что центр смыслового поля у всех один. Россия должна превратиться в сорвеменную, технологически оснащенную и комфотрную для жизни страну, населенную экономически и политически свободными гражданами. И всем понятно, что сегодня мы такой страной не являемся.Но всем ли понятно, что модернизация страны возможна только при условии модернизации сознания? Что любые реформы, любые - пускай даже самые продуманные и вменяемые - управленческие решения упираются в сознание отдельного человека. Перед нами не абстракто отсталая Россия, а отсталый менталитет конкретных чиновников, предпринимателей, военных, учителей и т.д. Кто формирует сознание человека? Кто закладывает мировоззренческу матрицу, которая начинает жестко конфликтовать с либеральным, правовым и постиндустриальным программным обеспечением?
Я не претендую на всеобъемлющий ответ, но для меня очевидно, что школа играет в этом процессе важную роль. И в том числе уроки литературы. И в том числе та программа, тот список книг, который предлагается школьникам как канонический.
Итак, что мы имеем? Имеем мы вот что: абсолютное большинство классических русских литературных текстов очень талантливо, живо и правдоподобно рассказывают нам о ПРАЗДНЫХ, зачастую ИНФАНТИЛЬНЫХ и просто АМОРАЛЬНЫХ людях. Онегин просто ничего не делает и по ходу дела убивает такого же, как и он сам праздного, приятеля. Печорин бездельничает агрессивно - убивает немало людей, совращает женщин и активно жалуется на жизнь. Обломов лежит на диване, мечтает, не может написать письмо управляющему и в конце концов - в качестве бесплатного приложения - достается Пшеницыной, которая откармливает его и со спокойной совестью отправляет на тот свет. Базаров вроде врач, но ему не до медицинской практики. То лягушки, то революция, то красивая телка (не одна причем) - и бац! - уже помирать пора. Раскольников...это, кажется, убийца. Или я что-то путаю? Хороши, конечно, Чип и Дейл Толстого - Андрей Болконский и Пьер Безухов. Один долго думает о разном, но, по мнению классика, думает не слишком продуктивно. Неправильно думает. И умирает. Второй размышляет лучше, его ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ (все помнят это словосочетание из школы?) поконкретней будут. Он выживает и получает главный приз в виде Наташи Ростовой. Но чем ЗАНЯТ Безухов на протяжении четырех томов - не очень понятно. Какая деятельность его занимает? Чего он хочет добиться во внешнем мире? Непонятно. Пьер получает в первом томе ОГРОМНОЕ НАСЛЕДСТВО, и этих первоначальных инвестиций с лихвой хватает на чрезвычайно глубокие исследования вершин и бездн собственного духа. Конкретной деятельностью занят ЧИЧИКОВ. Это чуть ли не единственный нормальный новый русский русской литературы. Но, во-первых, у него ничего не получилось, во-вторых, всем понятно, что он подлец и отрицательный герой. Что там еще? Чехов. Без комментариев. Палата № 6 и врачи убицы. Да, совсем забыл: Чацкий хотел как лучше, но... хотел одновременно и Софью, запутался и уехал. Салтыков-Щедрин на все это смотрит и сатирически критикует, Некрасов критикует, горюет и плачет.
Вот и все. В курсе классической русской литературы нет героя, который бы чего-нибудь добился! Нет героя, который занят осмысленной созидательной деятельностю. Нет героя, который бы хотел не революции, то есть РАЗРУШЕНИЯ, а каких-то понятных, простых и улучшающих жизнь вещей. Одним словом, нет активного, самостоятельно и ПОЗИТИВНОГО человека.
Вру. Есть. Мальчик Митраша из повести Прившина "Кладовая солнца". И Гринев из Пушкинской "Капитанской дочки". Пришвин изучается в 6-ом классе. "Капитанская дочка" - в 8-ом...
Мы хотим, чтобы страна жила, а ее литературные герои умирали?
Мы хотим, чтобы страна работала, а ее литературные героя лежали на диване?
Мы хотим, чтобы страна развивалась, а ее литературные герои только страдали и жаловались на жизнь?
Так не получится.
Модернизацию придется начинать с школьного литературного стандарта.
Нам нравятся политические, экономические и социальные успехи Запада? Тогда придется преподавать западную литературу в школе.
Для начала - можно перенести "Приключения Робинзона Крузо" и "Таинственный остров" из внеклассного чтения в обязательный список. Глядишь - лет через двадцать - появится поколение, которое захочет СВОИМИ РУКАМИ превратить собственную страну в ЦИВИЛИЗОВАННОЕ МЕСТО.
|
</> |