МОДЕРНИЗАЦИЯ. ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ.
Алексей Саворенко — 24.03.2011
Готовя к публикации отдельные материалы, я всегда просматриваю отклики коллег на предыдущие сообщения этой тематики. Так, при обсуждении статьи «Что делать-то?», некоторые коллеги настаивали на придании подобным материалам большей практической направленности. Считаю, что критические замечания собеседников имеют под собой серьезные основания. Учитывая эти пожелания, постараюсь «вернуть долги». При этом я отчетливо понимаю, что это лишь размышления человека зрелого возраста, и настаиваю на том, что эти записки не могут служить руководством для принятия каких-либо практических решений, действий. Я осознаю, что давать свои оценки, предлагать варианты решений – это одно, а строить на них практические действия – это совершенно иное. Тем не менее – в путь!
И на этой площадке, и на целом ряде других идут идеологические баталии, готовятся прогнозы, публикуются предсказания. Уверен, что голос каждого в этой какофонии важен, интересен, так как это еще один взгляд на проблему с совершенно уникальной точки зрения. Попытаюсь и я дать свое видение некоторых аспектов нашей жизни.
Все мы, проживающие на просторах бывшего Союза, живем в ожидании близких перемен. Это касается и тех стран, которые безболезненно вписались в новые для себя социально-экономические отношения, и тех, которые ищут свои, суверенные пути к процветанию, и тех, которые пытаются эти пути создавать, прокладывать на новых принципах.
Наиболее показательными в этом плане являются модернизационные настроения в России и реформаторская деятельность новой власти в Украине. У наших стран разные мотивационные поводы для таких радикальных перемен, общества наших стран находятся в разных условиях, но их объединяет главное – осознание руководством наших стран – «Дальше так жить нельзя!» Если законсервировать эту ситуацию бездействием или имитацией перемен, то Россия может выпасть из обоймы «великих держав», что несет в себе угрозы не только для имиджа страны, а Украина будет истерзана олигархией.
Мы в этот этап стартуем с совершенно разных позиций – руководство России резко теряет авторитет в обществе, что заставит его действовать на скорый результат. То есть, план для России может быть разбит на несколько этапов, промежуточные результаты которых можно будет ощутить уже в ближайшее время. К примеру, гуманизацию уголовного законодательства, совершенствование компонентов правоохранительной системы вполне можно отнести к одному из предполагаемых этапов. Главной же проблемой Украины является цивилизационный раскол общества, который подпитывается абсолютно индифферентным отношением к своему народу, которое, в свою очередь, является следствием «первобытного капитализма» в стране. Вступая в этот этап, руководство Украины, как кажется, вполне адекватно осознает все угрозы этого пути – и для страны, и для общества, и для себя лично.
Кроме того, наши страны вступают в этот этап и при очень ограниченных ресурсах модернизации – часть из них мы растеряли в ходе социалистических соревнований, часть – выбракуется в процессе анализа хода и итогов северо – африканских революций. Нельзя исключать и того, что под воздействием мнимых и явных угроз периода активной перестройки может быть произведена «демобилизация аппарата» самой модернизации.
Тем не менее, общим для наших стран должен быть компонентный набор возможного проекта модернизации:
- на основе технологического перевооружения своей промышленности провести структурные реформы, которые позволят ускоренными темпами развиваться малому, среднему бизнесу, предпринимательской инициативе;
- опора на нарождающийся класс должна быть подкреплена изменениями в идеологии, общественной морали, взаимоотношениях власти и общества.
Признавая, что главным ресурсом модернизации была, есть и останется инициатива, всех слоев населения, их заинтересованность в успехе проекта, нужно отметить, что в Украине уже был однажды шанс получить народный кредит на модернизацию – речь идет о начальном этапе предвыборной борьбы А.Яценюка. Но Арсений Петрович, его штаб не смогли обеспечить результат естественному творчеству пассионарно настроенного населения, организаторы его кампании не увидели тех «ручейков» позитивных посылов от различных групп, которые несли совершенно новую энергию масс. Его команда приняла решение идти изведанным, проторенным путем, в результате чего сегодня Яценюк уходит все дальше от своих предвыборных «авансов», превращаясь в «брюзгу от политики».
Поскольку реалистичные варианты модернизации страны могут базироваться на преобразованиях экономического плана, для Украины принципиальным является не столько прямая детенизация экономики, сколько подрыв ее основы, ее главного оплота – монополизма во всех сферах нашей жизни – от власти до бизнеса. Только это может дать стране мощный ресурс в виде готовых к работе, образованных, активных, креативно мыслящих молодых людей, не обремененных связями в «высших сферах». Это важно еще и тем, что именно здесь будет заложена основа второго – главного, этапа модернизации, который состоит в утверждении в обществе новой, конструктивной идеологии, изменений во взаимоотношениях власти и народа.
Системный подход к изменениям в стране диктует именно такую последовательность наших действий!
|
</> |