Модели восприятия искусства
ponosru — 29.11.2011
данное голосование проводится по предложению вадима саханенко
(
sohas) и
касается двух моделей восприятия искусства, которые условно названы
"обективная модель" и "субъективная модель.
сначала несколько слов, чтобы голосующие точно понимали, какая из
моделей им ближе.
1. объективная модель.
"красота" (художественность, гармоничность, духовность,
возвышенность, сила - или любое другое качество, существенное
для оценки произведения искусства) объективна. она или есть в
произведении искусства или её
нет. наличие "красоты" не зависит от того, кто смотрит, от
его настроения или опыта, а определяется только тем, что
происходило в момент создания произведения. есть множество
произведений искусства, "красота" которых бесспорна. они
составляют сокровищницу мировых музеев, галерей, концертных
залов и т.д. в этих работах "красота" выражена
максимально.
однако, не все и не всегда могут "красоту" узреть. способность
видеть (слышать, понимать) "красоту" зависит от опыта,
настроения, состояния субъекта. эту способность можно
развивать. для этого нужно учиться и побольше
взаимодействовать с наиболее "красивыми" произведениями.
2. субъективная модель.
не существует единого основания "красоты". восприятие
"красоты" того или иного произведения зависит исключительно от
воспринимающего субъекта, его опыта, установок, его
эстетических ценностей и т.д. общепризнанность тех или иных
произведений искусства с точки зрения "красоты" условна и
определяется модой, текущим состоянием общества,
давлением авторитетов и маркетинговыми акциями дельцов,
вложивших деньги в произведения искусства. если знать как, то
можно пропиарить любые "эстетические" каноны. также эти каноны
могут складываться в обществе стихийно, так же как, например,
мода в одежде. обучение эстетическому невозможно и является
узаконенным в обществе шарлатанством.