"Моцарт и Сальери. Гитис-Лаб."
annastorm — 24.01.2025А гений и злодейство — две вещи несовместные. Не правда ль?
В 2024 году юбилей отмечали сразу два великих русских гения: 225 лет исполнилось со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 180 – Николая Андреевича Римского-Корсакова. В дань памяти их творчеству Москонцерт в рамках программы сотрудничества и продвижения Гитис-лаб представил на сцене оперу "Моцарт и Сальери. ГИТИС-ЛАБ" где зритель может в полной мере ощутить гениальность поэта и композитора, а также увидеть современный взгляд на произведение от режиссера Вадима Летунова без потери оригинального текста, атмосферы и сути.
Новый взгляд, но более человечный, проникновенный, без "мишуры" из париков и пудры, но без переноса в современность. Получилась прекрасная опера, понятная, яркая. "Маленькая трагедия" которая захватывает и не отпускает на протяжении всего часа, а слова исполненные певцами понятны и прекрасны. Очень понравилось, как гармонично звучат в опере композиции Моцарта: «Лакримоза» из Реквиема и сцена из «Волшебной флейты» — дуэт Папагены и Папагено, а завершает действо «Ave verum corpus», считающийся одним из самых красивых церковных произведений австрийского композитора.
Думаю, сюжет известен всем поэтому уж точно спойлером не будет мой рассказ.
Действо начинается с конца. Нестандартный ход режиссера Вадима Летунова добавляет мистики и трагичности, такой эмоциональный нажим, погружение. Перед нами мрачный кабинет усеянный нотными листками и Сальери терзаемый чувством вины, к нему приходит осознание, что он скорее злодей, а не гений, хотя быть может избавитель? Ведь гений Моцарт "недостоин сам себя". И призрак Моцарта явившийся внезапно, наигрывая свой реквием на рояле лишь больше будоражит неспокойную душу Сальери. Буря чувств!
"... я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой….
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты ещё достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падёт опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он."
Внезапно, как перемотка ленты, мы возвращаемся к началу истории. Сальери все также в одиночестве в кабинете, рассуждая вслух о зависти своей к гению Моцарта. И неожиданно оказывается, что Моцарт слышит его, ведь он пришёл поделиться новым сочинением, рождённым невзначай. А дальше все как по нотам у Пушкина и Римского-Корсакова.
На сцене классический состав бас Сальери (Дмитрий Романько) и тенор Моцарт (Сергей Абабкин), как изначально и исполнялась опера Римского-Корсакова по его задумке. Удивительным образом получилось сохранить и ощущение камерности постановки за счёт монохромного оформления, скрытой игры оркестра, игры света.
Мне очень понравились выходы хора облаченного в черные плащи с капюшонами. В разных сценах это играло разную роль — то навевая мистики, то перенося нас в трактир на несколько веков назад, а в конце добавляя траурности и церковности, ведь похожие одеяния присущи монахам разных орденов.
Почему-то очень не хватило самого оркестра, присутствия музыкантов на сцене. Наверное это просто потому что очень люблю наблюдать за исполнением мелодий, движением рук. И при поклонах для зрителей не явно что выходят музыканты, т.к. они без инструментов. Это нам приглашенным повезло побывать за кулисами до начала оперы и одним глазком взглянуть на подготовку к премьере. Познакомились и с исполнителями главных ролей. Для Сергея Абабкина эта была премьера в этой опере, с чем я его и поздравляю! Как я поняла, он только присоединился к Москонцерт.
Постановка подойдет для первого знакомства с оперой и для посещения с подростками, для школьников для изучения творчества Пушкина. Краткость и в тоже время контрастность оформления сцены, модные акценты и понятный текст в исполнении замечательных артистов не дадут заскучать. К тому же премьера идет в одном из самых приятных мест Москвы — Москонцерт Холле. Очень удобный зал где видно и слышно с любого места, в широком фойе замечательный буфет, да и расположение удобное недалеко от площади трех вокзалов. С удовольствием посещаю уже не первый раз.
Очень понравилось, благодарю за прекрасный вечер Москонцерт, за возможность посетить Московские блогеры МоскваЛюблю и лично Нина Железнова
Поздравляю с премьерой Дмитрий Романько и Сергей Абабкин!
Исполнители:
Сальери ─ Дмитрий Романько
Моцарт ─ Сергей Абабкин / Дмитрий Бобров
Концертмейстер ─ Александр Блок
Хор — Ансамбль солистов Московского хорового театра Бориса Певзнера
Оркестр — Государственный квартета им. Глинки
Постановщики:
Режиссер-постановщик ─ Вадим Летунов
Художник-постановщик ─ Анастасия Плохих
Режиссер по пластике ─ Александра Курляндчик
Художник по свету ─ Антон Гордиенко
Художники-технологи ─ Александра Тончева и Анна Тиханушкина
Продюсер ─ Иоланта Запашная
Главный режиссер Москонцерт и автор проекта ГИТИС-Лаб ─ Мария
Тихонова