
Многозначный "Шарлатан"


Картина начинается со смерти и похорон президента Чехословакии с 1953 по 1957 Антонина Запотоцкого. Кроме подачи контекста и настроения, показанное имеет значение для сюжета, потому что со смертью Запотоцкого Миколашек потерял высокое покровительство. Следующая сцена уже очень типична - к усадьбе целителя стоит огромная очередь страждущих. Около очереди кормятся неизбежные типы, проверяющие правильный вид посетителей (никакой косметики!) и готовые продать правильную бутылочку для мочи (Миколашек требует только прозрачное стекло).

В усадьбе целитель с помощником ведут прием. Показываешь бутылочку с мочой, получаешь мгновенный диагноз и лекарство из трав. Картина намеренно неоднозначна - главный герой совершает то очевидно очень этичные, то странные поступки, поэтому его можно считать как типичным гуру, зарабатывающим на человеческой иррациональности, так и святым человеком, отдающим жизнь на служение людям.

Вскоре героев арестовывают и история начинает рассказываться через череду непрерывных флешбеков. Ужасы Первой мировой войны, обучение у такой же бабки-уринодиагностки, жизнь в немецкой оккупации и так далее.
Главный плюс фильма - это уже упомянутая многозначность. Разные люди могут увидеть в нем самые разнообразные истории. Кроме уже упомянутой дихотомии шарлатан/святой легко считывается рассказ о том, как тоталитарные государства обижают лучших (в сегодняшней повесточке) людей - одаренных гомосексуалистов. Скорее всего именно из-за этого фильм часто противоречив: Миколашек - ревностный католик, а в католицизме гомосексуализм, мастурбация и контрацепция осуждаются по одной причине, как нарушение завета "плодитесь и размножайтесь", что делает очень пикантным диалог:
- Моя жена ждет ребенка.
- Я дал тебе все! Ты хочешь меня унизить!?
Дальнейшие события также категорически не вяжутся с тем, как поступил бы действительно верующий католик.

А вот самый слабый ход, на мой взгляд, обвинение, причем именно из-за нарушения уже упомянутой многозначности. В фильме Миколашеку фабрикуют обвинение в убийстве. А вот в реальной жизни его посадили за уклонение от уплаты налогов. Справедливо, или нет - это уж пусть зритель решает сам.
Даже главную тему дара Миколашека можно рассматривать под разными углами - вообще-то он сдал экзамен на травника, а цвет и другие характеристики мочи действительно могут меняться при различных заболеваниях. Кроме пары сверхъестественных случаев его можно рассматривать и как талантливого врача-самородка, опоздавшего родиться на пару веков. Ведь проходит же он устроенный практически по правилам науки "экзамен" в гестапо. Его беда в том, что в 20 веке ту же функцию определения состояния человека надежнее, точнее и качественнее выполняет лаборатория. Еще один признак того, что Ян Миколашек опоздал родиться - нетехнологичность его ремесла. В 1957 году в мире жили почти три миллиарда людей, которым нужны не единичные таланты на всю планету, а миллионы обученных врачей. Кстати, реальный Миколашек написал автобиографию, но не учебник по диагностике и травам. Даже хуже, создается впечатление, что он возводит в абсолют тот факт, что двум очень похожим людям могут потребоваться совсем разные лекарства. А это требует именно дара/таланта, а не обучения протоколам лечения.
Также история "Шарлатана" может предложить задуматься о вопросах организации общества. Действительно, свобода совести - великое достижение человечества, но свобода взрослого человека верить во что угодно привела к тому, что мы живем в окружении плоскоземельщиков, антиваксеров, лечения запоев ядовитыми жабами, и не очень понятно, как в таких условиях заботиться о людях.
В целом, на мой взгляд, получилась весьма интересная картина, в которой каждый зритель может найти свою историю.
Фильм можно посмотреть в онлайн-кинотеатре KION.
Выражаю благодарность администрации ЖЖ за возможность ознакомиться с картиной.
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: ЮMoney, Webmoney

|
</> |
