Мне не больно за уехавших артистов. Больно за ошибочную госполитику в культуре

топ 100 блогов russkiy_malchik12.02.2023

Отъезд из России Александра Филиппенко, талантливого актёра старой школы, может вызвать внимание, но никак не всенародную боль, как верно заметил Андрей Медведев. Не может быть больно от отъезда человека, «который 9 лет не замечал, как убивают Донецк и Луганск, которому было плевать на все военные преступления ВСУ, и который симпатизировал украинской власти. В лучшем случае мы испытываем облегчение. В худшем досаду от того, что человек прожил жизнь, но ничего не понял».

Медведев тем самым ответил на слова депутата Елены Ямпольской, которой как раз очень больно от расставания с прекрасным артистом, который оказался очередным «испугавшимся патриотом». Депутатша осуждает Филиппенко и мысленно расстаётся с ним, но чувствуется, что ей по-настоящему больно от того, что уезжают свои для неё: «У кого-то юность прошла под Макаревича — теперь слушать не может. Для кого-то «Ирония судьбы» потеряла очарование».

Перед нами два разных подхода — и первый, Медведева, мне гораздо ближе, поскольку в нём расставлены правильные акценты и ценности: страдания русского мира, простых русских людей, в тысячу раз важнее отъездов хоть самых распрекрасных актёров. 

Забавно, что Ямпольская сама не понимает, что как представитель Госдумы приложила руку к тому, чтобы наши «творцы» вели себя таким образом. Она вскользь и с досадой вспоминает те времена, когда «у творческой интеллигенции редко спрашивали, что она думает о политике», но между тем сама как раз как всячески потворствовала тому, чтобы лицедеи ощущали себя политическими деятелями.

В 2019 году я был свидетелем, как Ямпольская пригласила в Госдуму деятелей российской культуры, чтобы они посоветовали власти, как «сохранить национальную культуру, не впадая в какие‑то протекционистские настроения». Пришли Хотиненко, Калягин, Урсуляк, Сельянов, Пиотровский, Безруков, Машков, а также сам Макаревич. И Ямпольская стала просить их: расскажите-ка нам, господа хорошие, как государство должно вести культурную политику, чтобы вам было хорошо. 

Мне не больно за уехавших артистов. Больно за ошибочную госполитику в культуре
Мне не больно за уехавших артистов. Больно за ошибочную госполитику в культуре

Сам подход в принципе глубоко порочный и ущербный. Но то, что там происходило, это вовсе был театром абсурда, о чём я написал статью, которая вызвала недовольство Ямпольской. Приведу из неё отрывок, из которого видно, что нынешние демарши представителей культуры — это прямое следствие ошибочной госполитики на протяжении всех 2000-х. 

***

«Первая причина — доминирующая самовлюблённость творческих людей, их неспособность приходить хоть к какому-то консенсусу. Как заметил в первые же минуты режиссёр Владимир Хотиненко, здесь собраны настолько выдающиеся люди, что договориться о чём-то общем априори невозможно. Известные актёры Безруков, Машков, мэтры Калягин, Хотиненко, Урсуляк, Сельянов, руководители Пиотровский, Урин, музыканты Макаревич и Матвиенко, писатели Шаргунов и Поляков произнесли много красивых и правильных слов, но каждый о своём, практически не слыша друг друга. Любить себя в искусстве — давняя болезнь творческой российской элиты…

Полное ощущение лебедя, раки и щуки. По грустному признанию Александра Калягина, возглавляющего Союз театральных деятелей, во многих театрах постоянны конфликты в руководстве — между директорами и худруками. А тут их просят посоветовать что-то в масштабах всей страны. Причём просит та самая кремлёвская власть, которую они поливают грязью — в кулуарах или публично. Разве не нонсенс?

Вторая причина — тотальная неспособность к действию. Даже там, где нынешним творцам удаётся достичь хотя бы приблизительного единства, когда подходит время принимать решения — всё сразу распадается. Наглядно это было продемонстрировано тут же на Совете: практически все участники возмущались тому трэшу, который царит на телевидении и пробивает одно дно за другим. Так, гендиректор Большого театра Владимир Урин с искренним ужасом поражался жуткому крику и агрессии на популярных телешоу, где не важно, что именно сказать, главное — перекричать и задавить всех вокруг. [...]

Характерен короткий эпизод на Совете в Госдуме. Андрей Макаревич традиционно призвал государство не вмешиваться в культуру: «Не надо суетиться, не надо ничего запрещать. Если мне не мешают — я считаю, что уже хорошо».

— А оплачивать надо? — отреагировала Ямпольская.
— Не знаю, — ещё тише ответил Макаревич.

Хотиненко понимающе засмеялся.

Тут кроется третий и, возможно, ключевой фактор бессилия художественных элит — тотальная зацикленность на деньгах. Почти каждый выступающий начинал или упоминал о том, что культуре катастрофически не хватает финансирования, и его надо срочно увеличить. Конечно же, за счёт государства. Принципы свободного рынка, которые признаны единственно разумными, сразу же забываются и уступают место патернализму.

Один из участников даже бросил красивую фразу, будто специально для заголовков СМИ: государство должно тратить на культуру больше, чем на армию. Беда в том, что в ней заложено ложное противопоставление военных и творцов, в то время как русская и советская армия были неразрывно связаны с великими представителями национальной культуры».

***

Эта встреча состоялась за 3 года до спецоперации, в течение которых можно было многое исправить. Но та же Госдума тратила время на болтовню с «великими творцами», среди которых, к примеру, был Шнуров, с которым Ямпольская тоже решила посоветоваться о судьбе культуры.

А за пару недель до СВО Калягин и Минкультуры заблокировали закон о защите традиционных ценностей, который только осенью 2022 года продавил Совбез в качестве указа президента. Помню, как заголовок к статье «Творцы или клоуны на содержании?», поставленный редактором Регнума, мне показался слишком резким и я просил изменить его — но сейчас могу сказать, что он оказался во многом оправданным. Причём к клоунам относятся не только артисты, но и те, кто перед ними заискивал.


РМ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Об одном жалею, быстро летят годы, а так хочется хорошо пожить, как в Советском Союзе и работать на благо Родины. Если бы можно было вернуться обратно в СССР, я бы многое отдал. Моя жизнь делится на два периода; до и после СССР. И если первый период жизни, я вспоминаю как светлый, ...
Последняя партия достопримечательностей исторической части Оренбурга. То что осталось из неопубликованного.  Все ругают и меня и, случайно попадающую постоянно в кадр, девчушку. Но все с удовольствием смотрят. За четыре дня в общей сложности ...
"Главной и окончательной победой Запада стала бы не военная оккупация всего мира, а его способность заставить весь мир думать, чувствовать и действовать так, как это делают носители «западных общечеловеческих ценностей». Сегодня Россия медленно и с огромными трудностями выздоравливает от ...
Архипелаг Гавайские острова расположен в северной части Тихого океана. Мауи второй по величине и, наверняка, самый красивый остров в Гавайском архипелаге. Высокие горы, глубокие зеленые каньоны, ...
Дни рождения. Все фоточки взяты из фкантактика. Если кто себя увидел - попросите, я ...