МИША МОНОГАТАРИ


В дни излома Великой Океанской войны, когда стало ясно, что Ямато, сколь бы отважно ни бились Армия и Флот, не выстоять, Генштаб Империи выдвинул на повестку дня лозунг 億玉砕 (Итиоку гёкусай), СМИ, - тогда еще только радио, - понесло его в массы, и очень скоро добрый посев дал тучные всходы...
Уже на Иисима, "В последнюю атаку на "кровавом мосту" 21 апреля позади четырехсот солдат, обвязанных гранатами, шли женщины с бамбуковыми копьями в руках. Некоторые несли за спинами детей. Когда они приблизились к противнику, японская артиллерия накрыла своими залпами и нападавших, и оборонявшихся. 23 апреля произошла последняя атака. Среди нападавших в основном были гражданские лица и много женщин". Чуть позже, на Сайпане, "27 и 8 июля японские войска и 25 000 мирных жителей пошли в последнюю атаку на противника. В конце концов большинство гражданских покончило с собой, подорвав себя ручными гранатами или бросившись в море со 150-метровой скалы. По свидетельству свидетеля, американского репортера, один отец прыгнул в море с тремя детьми на руках; несколько женщин, спокойно расчесывав волосы на том же утесе, внезапно кинулись в море; еще двадцать или тридцать японцев, включая маленьких детей, швырнули друг в друга гранаты.... Из находившихся на острове 55000 военных и гражданских в плен попало только около тысячи. Абсолютное большинство простых людей предпочло смерть, следуя Уставу воинской службы: "Никогда не сдаваться врагу!". К 1944 году, когда положение на фронтах стали совсем плохи, "был составлен план обороны Островов. Если врагу суждено победить, то пусть он получит выжженную, бесплодную, необитаемую землю! Вся нация обязана выполнить долг; пусть ни один японец не запятнает себя сдачей в плен врагу! "Милиция" изучала военное дело с аркебузами (одна на десяток), мечами, бамбуковыми копьями, топорами, серпами и прочей снастью. В ход шли даже длинные луки... Повсюду собирали бутылки, чтобы делать "коктейль Молотова" или, наполнив их синильной кислотой, "отравляющие гранаты". Ремесленники производили "летящие мины", "мешочные заряды" и деревянные пушки, выстрелить из которых можно было только один раз... а также "одноразовые" ружья и примитивные пистолеты, стрелявшие стальными прутками. Тем, кто не имел вообще никакого оружия, советовали заниматься боевыми искусствами. Женщин... обучали бить ногой в пах... Везде висел лозунг: "Сто миллионов умрут во имя императора и нации!".
Именно эту печальную и величественную сагу вспомнил я, читая "Открытое письмо" некоего Георгия Двали на имя Дмитри Шашкини, министра обороны Грузии. Правда, уважаемый pluto9999, комментируя текст, характеризует автора, как "несчастную жертву паранойи, порожденной милитаристской пропагандой", но он, безусловно, если и прав, то только по форме, а суть куда глубже.
В конце концов, давным-давно, еще только взойдя на вершины власти, г-н Сакашвили назвал одной из главных своих задач "сломать традиционную грузинскую психологию, сделать грузин такими же цивилизованными, развитыми людьми, как голландцы", - а уж Михаил Николаевич порожняк не гонит. Общещал, и сломал.
И плевать, что никакой Голландией даже не пахнет: Япония тоже развитая, цивилизованная страна.
И вовсе неважно, что публично, на всю Сакартвело, жаждет битвы лишь один мужественный энтузиаст.
Один ли, два ли, - разницы нет.
Будет приказ, пойдут все, как миленькие.
Главное, судя по новостям из Грузии, на исходе десятилетия реформ население к Итиоку гёкусай готово, а молчит только из врожденной скромности...