«Мирный процесс» как новая ближневосточная религия.
s275 — 12.09.2010 — Политика Теги: Аббас В лихорадочных усилиях Запада достичь мира между Израилем и палестинцами есть что-то сюрреалистическое. Движимые каким-то поистине религиозным рвением президент США, представители его администрации и госдепартамента, главы европейских государств и чиновники ЕС твердят, как заклинание, слова о «двух государствах для двух народов», и это все больше напоминает молитву, а не реальную политику. Задумываются ли они над собственными словами, верят ли в реалистичность этой формулы? Или это не более чем магическое заклинание, более подходящее для религиозного ритуала, чем для осмысленной концепции?Ответ, увы, однозначен: перед нами своего рода обряд с присущим любому обряду набором заклинаний, нежели реалистичный и осмысленный курс. Палестинцы всеми доступными им способами показывают, что отказываются признавать еврейское государство и заключать с ним соглашение о мире, но это ничуть не влияет на интенсивность западной риторики. Словно в опьянении они повторяют одни и те же слова, веря, что палестинцы мечтают создать собственное государство, которое существовало бы в мире и гармонии с Израилем и признавало его право на безопасные границы. С удивительным упорством современные политики, которые должны бы стать олицетворением реализма, отказываются признавать реальность. Причем каждый из них пытается «перепеть» остальных, вливаясь в какофонию «Песни о мире». И чем громче звучит эта песня, тем бессмысленнее она становится. Впечатление, что ты присутствуешь на проповеди, где все раскачиваются в мистическом экстазе, а не в мире рационалистов и прагматиков.
Похоже, мы присутствует при рождении новой религии под названием «Мир на Ближнем Востоке». И как всякая религия, эта обладает своими идолами, культами, мучениками и демоническими врагами. Каждый, кто подвергает сомнению эту новоявленную религию, рискует оказаться гнусным еретиком и «врагом мира». Подобно отступникам средневековья, на них молниеносно обрушивается грозная кара церковников в лице возмущенных законодателей политической моды Запада. Их ярость ничем не уступает ярости патриархов церкви на средневековых соборах, клеймивших отщепенцев. Формула «два государства для двух народов» - догма, не терпящая сомнений и скептицизма.
Как в любой религии, мы видим рождение «страдальцев веры»: палестинцев, чье свободолюбие безжалостно попирается врагами мира и человечности. Мечта о палестинском государстве становится навязчивой идеей «сильных мира сего», и каждая новость, поступающая из нашего региона, немедленно обретает внутреннее мистическое звучание, как это происходит в религиозном сознании.
Новый идол требует безграничного, бездумного послушания. «Два государства для двух народов!» Жрецы падают ниц перед новым культом, им следуют толпы их поклонников.
Не просто сомнение, даже отсутствие восторженного энтузиазма расценивается как ересь и предательство. Пытающихся уклониться от исполнения песнопений новоиспеченному идолу ждут остракизм и презрение.
Характерный пример - позиция Биньямина Нетаниягу. На протяжении длительного времени он пытался показать несостоятельность этой «священной формулы», зияющие бреши в конструкции «ближневосточного мира». Но все его рациональные соображения были отвергнуты. Нетаниягу стал «сомневающимся», и давление на него достигло еще большего, невыносимого, накала. Мы не знаем, действительно ли он поддался давлению или вынужден был подстраиваться под «правила игры», чтобы выиграть время, но только мы видим, как он на глазах превратился в пламенного поборника «божества». Впрочем, это ему не сильно помогло. В нем по-прежнему видят «скрытого еретика», пытающегося оттянуть священнодействие и сомневающегося в «религиозной доктрине».
Чем с большей суровостью и возмущением в мире взирают на Израиль, тем меньше внимания уделяется двум осколкам палестинского образования: Фатахленду и Хамастану. Махмуд Аббас вызывает беззаветную симпатию и поддержку всего мира. Он - «отличный парень», преданный делу «двух государств для двух народов», бескомпромиссный приверженец мира, выигрывающий на фоне неуступчивого, колеблющегося Нетаниягу. Но и ХАМАС также пользуется симпатией и пониманием. Ведь он представляет угнетенный, попираемый палестинский народ, является законным выразителем его справедливого гнева и возмущения. И не важно, что оба эти образования делают все от них зависящее, каждое на свой лад, чтобы сорвать создание «заветного» палестинского государства. И никакие «шаги доброй воли» не в силах изменить их политику, равно как и поколебать «священную формулу».
Нетаниягу согласился на непрямые переговоры и заморозил строительство в Иудее, Самарии и даже в восточной части Иерусалима. В ответ на это Аббас немедленно обвинил его в обструкционизме и пожаловался Митчеллу на неуступчивость израильского лидера.
Хотя Лига арабских государств фактически дала Аббасу «зеленый свет» на возобновление прямых переговоров с Израилем, его позиция осталась неизменной. Глава ПА по-прежнему выдвигает предварительные условия для начала переговоров, давая понять тем самым, что не заинтересован в реализации соглашения по формуле «два государства для двух народов». Все эти предварительные условия нелепы, даже абсурдны. Так, Аббас настаивает, чтобы переговоры начались на условиях, предложенных ему Ольмертом (едва ли не самых благоприятных за всю историю переговоров) и… отвергнутых им самим. При этом он словно отказывается признать, что Ольмерт уже больше не находится у власти и переговоры ведутся с другим правительством Израиля. Тем самым он дает понять, что у переговоров нет шансов на возобновление.
Нам остается предположить одно из двух: или Махмуд Аббас - глупец, не понимающий, что делает, или он сознательно саботирует мирный процесс. Ответ очевиден. Так, он настаивает, чтобы исход переговоров был определен… до того, как они начались. Он хочет, чтобы Нетаниягу дал ему твердые гарантии того, что Израиль отступит к линии прекращения огня 1949 года, включая Иерусалим. Он отказывается от всех форм компромисса, даже нагло отрицает, что в свое время согласился оставить Стену плача евреям.
Абу-Мазен знает, что в случае ухода Израиля из Иудеи и Самарии не сможет предотвратить превращения вверенного ему образования во второй Хамастан. Требуя от Израиля отступить к линии прекращения огня, он тем самым обрекает его на уничтожение. Что и является, в сущности, целью Аббаса. Этому должно способствовать и размещение международных сил на территории Иудеи и Самарии в случае ухода отсюда Израиля. Учитывая печальный опыт размещения миротворцев в зоне конфликта, это превосходный рецепт для того, чтобы полностью парализовать Израиль.
Иными словами, «прагматичный» и «умеренный» Абу-Мазен создает плацдарм для воцарения монстра в лице террористов ХАМАСа на Западном берегу и его легитимной защиты со стороны «миротворцев» в надежде на то, что благодушные израильтяне услужливо подставят свои намыленные шеи этому чудовищу.
Если бы Аббас действительно хотел создать палестинское государство в рамках формулы «два государства для двух народов», то без труда смог бы сделать это, располагая поддержкой всего мира. Вместо этого он выставляет условия, которые должны не способствовать переговорам, а саботировать их.
Аббаса, как и его предшественника Ясера Арафата, страшит создание палестинского государства, за которое надо нести ответственность, а сама идея признания Государства Израиль видится невыносимой. И, как и Арафат, он делает все, чтобы не допустить такого развития событий.
Абу-Мазен знает, что в случае реализации формулы «два государства для двух народов» ему придется признать, что конфликт завершен и что Израиль имеет легитимное право на существование. Мало того, что для него это неприемлемо с идеологической точки зрения - он знает также, что, решившись на этот шаг, подпишет себе смертный приговор. Ибо миллионы фанатиков в арабском мире и деспотические режимы Ближнего Востока в ту же минуту объявят его «предателем» со всеми вытекающими отсюда последствиями. И первый, кто выиграет от этого, будет его заклятый враг в лице ХАМАСа. Неужели же Аббас настолько безумен, чтобы обрекать себя на гибель и давать козыри в руки своих политических противников во имя утопии, в которую сам не верит и которой боится? Куда удобнее для него сохранять статус-кво, понося Израиля, наслаждаясь ролью «миротворца» и «хорошего парня» и одновременно существуя в полной безопасности под «израильским зонтиком».
В роли жертвы «израильской оккупации» он получает финансовую помощь, несопоставимо большую, чем получил Египет после заключения мира с Израилем, и при том без малейших усилий и риска. Присутствие ЦАХАЛа позволяет ему и «жирным котам» из ФАТХа вести безбедное существование за счет международных пожертвований и пользоваться плодами бурно развивающейся экономики. Абу-Мазен прекрасно знает, что в момент, когда евреи исчезнут со Святой земли, его «владения» будут затоплены миллионами беженцев из Сирии и Ливана, которые моментально покончат с существующей здесь коррумпированной властью.
Точно такой же стратегии придерживается и ХАМАС. Стоило Авигдору Либерману призвать к окончательному размежеванию с Газой, снятию блокады и созданию в секторе собственной экономики, как главари ХАМАСа завопили о «продолжающейся израильской оккупации» (закончившейся, как мы помним, еще в 2005 году). Иными словами, обе группировки вполне устраивает нынешнее положение вещей. А почему бы и нет? Чем не идеальная позиция: непрерывно подрывать позиции Израиля, шантажировать его и всячески третировать, получая при этом миллионы израильских шекелей?
Это сюрреалистическая ситуация, но поистине религиозная приверженность Запада к созданному им культу «палестинского государства» делает ее реальной. Как и любая священная идея, формула «два государства для двух народов» не подлежит пересмотру. Мир готов пожертвовать Израилем, но не отказаться от своей догмы.
Сара Хониг
Jerusalem Post
Перевод Давида Маркова
Полный дайджест публикаций Jerusalem Post читайте в газете "Новости недели"