Мир до гробовой доски...

топ 100 блогов balanchelix14.08.2025

Scruffy

Парафированный в пятницу в Вашингтоне мирный договор Азербайджана и Армении опубликован. Согласован он был, как сообщили дипломатические ведомства двух стран, ещё в марте, но текст ранее никому не показывали. В свете содержания договора – непонятно, чего скрывали. Документ предсказуемо в пользу Азербайджана, главная его гарантия в том, что Армения никогда, ни при каких условиях и ни под каким предлогом не заикнётся об армянской принадлежности Нагорного Карабаха.

Соглашение также может повести к ограничениям на союзы, в которых Армения находится сейчас и которые может заключить в будущем, а также на её политические решения в рамках этих союзов. Кроме того, Ереван будет вынужден осудить, в том числе и в уголовном порядке, тех, кто воевал за Карабах и кого десятилетиями в стране считали героями. Правда, мира это не гарантирует.

Настойчивый рефрен в тексте – территориальная целостность и безусловное уважение границ бывших советских республик как границ государственных.

В разных формах это сказано трижды. В преамбуле стороны ссылаются на Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт и Алма-​Атинскую декларацию, содержащую пункт о нерушимости границ. Едва ли подписанты декларации ожидали, что тридцать четыре года спустя её будут упоминать наравне с Уставом ООН. В первой статье соглашения говорится о территориальной целостности и нерушимости границ бывших советских республик. А вторая статья фиксирует отказ от территориальных претензий и обещание не выдвигать их друг другу в будущем, как и обязательство не предпринимать никаких действий, направленных против территориальной целостности или «политического единства» партнёра по соглашению. «Политическое единство» (political unity в английском тексте документа) звучит загадочно, его трудно назвать международно-​правовой категорией. По-​видимому, подразумевается, что Армения не должна оказывать содействие оппозиционным организациям азербайджанских нацменьшинств, даже если они не выдвигают сепаратистские требования. Этот пункт также может блокировать потенциальные требования к Азербайджану предоставить языковые и культурные права карабахским армянам, если вдруг речь зайдёт об их возвращении на родину.

Чтобы в этой части было понадёжнее, добавлена статья четвёртая, согласно которой стороны обязываются не вмешиваться во внутренние дела друг друга, и статья восьмая, где Армения и Азербайджан берут на себя обязательство бороться с нетерпимостью, расовой ненавистью и дискриминацией, сепаратизмом. Если соглашение будет подписано и вступит в силу, любопытно, как в рамках этой статьи будет трактоваться фактический запрет на въезд в Азербайджан людям с армянскими фамилиями. Впрочем, это скорее предназначено для того, чтобы заведомо исключить любые требования карабахских армян и не допустить поддержку национальных движений в Азербайджане из Армении – причём исходящую не только от властей, но и от общественных организаций.

Дополнительно по статье 15 стороны берут обязательство не вовлекаться в какие-​либо враждебные действия в отношении друг друга – «дипломатические, информационные и прочие». То есть, если карабахские армяне соберутся в Лос-​Анджелесе, Париже или Москве обсудить свою печальную судьбу, присутствие на этом собрании представителя посольства Армении, депутата армянского парламента или корреспондента государственного телевидения будет нарушением договора.

В соглашении записан и отказ от применения силы или угрозы её применения (статья 3). Вполне стандартный пункт, но за ним следует уточнение: Армения и Азербайджан «не позволяют какой-​либо третьей Стороне использовать свою территорию для применения силы против другой Стороны». В совокупности со статьёй 7 – «Стороны не будут размещать вдоль общей границы вооружённые силы третьих сторон» – это создаёт ограничения на военную деятельность в рамках союзов, в которых находится Армения или в которые она может в будущем вступить. Эта позиция подкреплена статьёй 11: «Каждая Сторона обеспечивает, чтобы ни одно из действующих международных обязательств между ней и любой третьей стороной не подрывало её обязательств, принятых в соответствии с настоящим Соглашением». Упрощая: условия соглашения между Азербайджаном и Арменией приоритетны по отношению к любым другим международным обязательствам, которые стороны на себя взяли или возьмут.

Смысл любого военно-​политического союза состоит в том, чтобы сбалансировать потенциальную угрозу со стороны соседа, опираясь на мощь союзника. Естественно, это предполагает, что союзник может при определённых условиях применить силу против соседа или угрожать ему силой. Запрет на применение силы и даже ограничение перемещения союзных войск по территории страны лишает союз действенности.

Союзные договоры не отменяют, но дополняют гарантии, предоставляемые государству Уставом ООН и договорами о ненападении. Азербайджан, чьи военные возможности кратно превосходят таковые у Армении, предлагает последней довольствоваться гарантиями, содержащимися в соглашении, и не пытаться обеспечить собственно силовой баланс. Да, власти Армении не устают показывать, как они тяготятся союзническими отношениями с Россией. Но трудно представить, что Ереван по доброй воле согласился: любой союз, в какой ни вступила бы Армения, будет от рождения беззубым.

В парафированном соглашении, к некоторому удивлению, обнаружился и несогласованный пункт: статья 5 оставляет прочерк на том месте, где должно быть обозначено число дней, в течение которых Азербайджан и Армения установят дипломатические отношения после обмена ратификационными грамотами. Мелкая деталь, оставляющая сторонам возможность не открывать посольства и консульства в течение неопределённого времени. Будет ли устранена эта неясность к моменту, когда договор подпишут лидеры стран, или лидеры впишут в документ цифру на финальных переговорах – пока открытый вопрос.

По девятой статье соглашения стороны берут на себя обязательство расследовать случаи пропавших без вести лиц и насильственных исчезновений, которые происходили в ходе вооружённого конфликта. По пятнадцатой статье – в течение месяца с даты вступления соглашения в силу должны отозвать все претензии друг против друга «в любом правовом форуме». Иначе говоря, Армения и Азербайджан отказываются от международной юстиции в двусторонних отношениях и поручают юстициям национальным вынести решения по случаям нарушения прав человека.

Договорённость выглядит симметричной, но, в сущности, такой не является.

В начале 1990-х гг. в Карабахе наступали армяне, в 2020 и 2023 гг. – азербайджанцы. Пропавшие без вести или насильственно исчезнувшие остаются, как правило, под контролем той стороны, которая занимает территорию. События последних лет относительно хорошо документированы, в том числе и с расчётом на международную юстицию. В этом отношении преимущество в международных судах на стороне Армении. Если дела, возникшие в ходе войн 2020 и 2023 гг., расследуют азербайджанские правоохранители, то у них на всякий случай исчезновения человека готов ответ: «сепаратист, террорист, оказывал вооружённое сопротивление, убит при задержании, убит при проведении антитеррористической операции или задержан, осуждён». События начала 1990-х гг. документированы плохо, и с обоснованностью исков в международных судах у Азербайджана дело обстоит не блестяще. Войну в Карабахе с армянской стороны вели вооружённые силы непризнанного государства. Поскольку Армения никогда не признавала Карабах, случаи пропавших без вести придётся расследовать как обычные уголовные преступления.

А между тем Азербайджан ещё толком не начал расследовать, что происходило с мирным азербайджанским населением в Карабахе во время конфликта. Широко известен случай массового убийства в Ходжалы, но были и другие убийства, не говоря о внесудебных казнях азербайджанских комбатантов. Каждый такой уже известный или вновь открывшийся случай Баку предъявит Еревану как требующий расследования. Когда соглашение вступит в силу, власти Армении могут столкнуться с необходимостью преследовать героев Первой карабахской войны как уголовных преступников.

Означает ли соглашение мир между Арменией и Азербайджаном?

Даже если Армения решит не просто перевернуть карабахскую страницу, а признать её исторической ошибкой, а то и преступлением (а соглашение это предполагает, и официальный Ереван явно к этому склоняется) – остаются препятствия для отождествления парафированного соглашения с миром.

В тексте документа скупо сказано о делимитации и демаркации границы. По сути, он содержит только отсылку к уже работающим двусторонним комиссиям, занятым этой работой. С правовой и практической точки зрения, подписание мирного соглашения и договорённость о границе могут быть не связаны. Но соглашение не предоставляет какого-​то дополнительного стимула работе по делимитации и демаркации. А как живо и энергично идёт эта работа у Армении и Азербайджана, мы все были свидетелями в последние годы.

В соглашении не сказано об открытии транспортных коммуникаций, хотя переговоры об этом ведутся все последние годы. Даже декларативного упоминания – «стороны содействуют…», «стороны выступают за…» – данного сюжета нет. А если верить изложению недавних переговоров лидеров Армении и Азербайджана в Вашингтоне, тема чуть ли не главная в отношениях двух стран.

Остаётся вопрос об установлении дипломатических отношений. Может оказаться, что стороны подпишут мирное соглашение, но дипломатические отношения под разными предлогами так и не установят. Это поставит под вопрос и открытие транспортных коммуникаций, по крайней мере, для Армении через территорию Азербайджана.

Последнее касается условий подписания соглашения. Азербайджан настаивает, чтобы Армения исключила из своей Конституции упоминание Нагорного Карабаха. Баку считает это необходимым условием мира. Если судить по тексту соглашения, требование кажется избыточным: статья 12 специально оговаривает, что «ни одна из Сторон не вправе ссылаться на положения своего внутреннего законодательства в качестве оправдания неисполнения настоящего Соглашения», то есть документ имеет приоритет перед национальным правом. Если Баку заинтересован заключить мир, почему бы не удовольствоваться этой статьёй, дополнив её, к примеру, обязательством сторон привести внутреннее законодательство в соответствие принципами территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела? Это дало бы правительству Армении пространство для внутриполитического манёвра. Похоже, дипломатия дипломатией, а установка «бей до смерти» в армяно-​азербайджанских отношениях, как и было в последние три с половиной десятилетия, остаётся неизменной.

Автор: Николай Силаев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В этой лекции мы разберем: 1. Научные проверки астрологии 2. Почему люди верят в астрологию 3. Почему людям плохо даются вероятности 4. Почему люди не делятся на типы 5. Типологию Майерс-Бриггс 6. Системно-векторную психологию 7. Соционику 8. Как отличить науку от ...
Древние верят, что людей слепили из глины, вложив в них душу и сделав частью бескрайнего мира. Каких прекрасных существ породила вселенная, и каких невиданных монстров поселила в глубинах земли и водных пучинах. И каждое ее творение – шедевр естества, фантасмагория мыслимого, в их безупр ...
- Смотрел фильм "Турист"? - Российский? - Да. - Я не смотрю наше кино. - А ты посмотри. - Не хочу. - Вот реально классно получилось. Посмотри, не пожалеешь... Посмотрел. И что? Единственное достоинство фильма в том, что нашли нормальных, внятных консультантов. Те огрехи, которые есть ...
Привет, All! Все дороги-таки действительно ведут в Окленд ) Вот и я в итоге нашел работу именно там. Поэтому был бы благодарен, если бы вы поделились кое-какой информацией по поводу сабжа. Прежде всего, где (в каких районах), вы считаете, лучше всего ...
Сильной и независимой женщины. Судьба! Я даже не хотела такой шкафчик. Мне не нра такие обрезанные углы, но мебельщик типа настоял. Были лишние 20 см, он урезал шкаф под раковиной еще на 10 и, вуаля! 30 см-й шкафулька. Теперь я поняла подо что это)) судьба)) я не виноватая)) Все ...