mimafi -
mimafi — 03.08.2010Над арабской мирной хатой
Гордо реет жид пархатый
(Иосиф Бродский)
У меня сегодня просто сказочный гость – легендарный Фрицморген. Он откликнулся на мою просьбу дать интервью о проблеме израильского пиара.
Mimafi: Фриц, когда-то Вы писали в своем блоге о "кодексе слабого". Надо сказать, эта тенденция ЖЖ лишь отражает общемировую тенденцию. Кто, на Ваш взгляд, является слабым в глазах мировой общественности в арабо-израильском конфликте? По какой причине? Можно ли спорить о том, кто реально слаб в этом конфликте?
Fritz: Слабыми, конечно же, являются арабы. И тому есть несколько причин.
Во-первых, мир уже порядком подустал вспоминать о печальных событиях Второй Мировой войны. За прошедшие 65 лет ситуация вокруг евреев сильно изменилась.
Для начала, евреи все эти годы отлавливали нацистских преступников по разным закоулкам планеты и убивали их. Такое поведение пристало скорее какой-нибудь могущественной империи зла, чем маленькому мирному государству.
То есть, конечно, существуют преступления, которые не имеют срока давности. Однако по правилам современной западной морали, убивать девяностолетних стариков некрасиво. Какие бы чудовищные преступления ни совершили эти старики в прошлом.
Опять-таки, мощная и настойчивая спецслужба, способная методично разыскивать людей в течение долгих десятилетий, никак не вяжется с образом беззащитной жертвы.
Против евреев играет и действующая в некоторых странах цензура. Когда австрийского писателя приговорили к пяти годам тюрьмы за его книги о Холокосте… да, пожалуй, судья действовал в полном соответствии с местными законами. Но сажать людей за их мнение — пусть даже за мнение ошибочное — это значит своими руками создавать себе имидж палачей.
Дальше. Конфликт с арабами. Израильская армия не выглядит слабой. Наоборот, мы видим, что во всех конфликтах войска Израиля бьют арабов как собака крыс, и что только давление мировой общественности сдерживает Израиль от силового решения вопроса.
Если сравнивать Израиль с государствами прошлого, то первой на ум мне приходит столь же сильно военнизированная Спарта. Скажу больше: даже в Спарте процент женщин в армии не был таким высоким.
Подведу итог. Израиль сейчас, в моих глазах, на голову сильнее арабов. Арабы находятся в положении ацтеков: вести боевые действия против конкистадоров им крайне тяжело.
Mimafi: я прочитала комментарии к Вашему давнему посту об операции "Литой свинец". Как ни странно, создается впечатление, что информационную войну Израиль все-таки выигрывает. Что это? Результат того, что Вас читает специфическая публика (ну, скажем, братья по нации)? Или это действительно отражает общественное мнение?
Fritz: Было бы очень здорово. Но, согласен, среди моих читателей много евреев. Поэтому мы никак не можем служить репрезентативной выборкой.
На самом деле, я сильно затрудняюсь сейчас определить, сколько людей, например, в России поддерживает Израиль. Было бы очень любопытно посмотреть результаты полноценного опроса на эту тему.
Mimafi: Чем Вы объясняете, мягко говоря, неуклюжие действия израильской пропаганды по сравнению с арабской?
Fritz: Инерцией, конечно же! Израиль до сих пор ведёт свою пропаганду с позиций начала и середины двадцатого века, когда гонимые евреи впервые за долгое время обрели своё государство.
Однако с тех пор прошло много времени. И с каждым годом позиционировать себя как жертву становится всё сложнее и сложнее.
Так как еврейская нация с библейских ещё времён отличается умом и мстительностью. А это вовсе не те качества, которые могут вызвать чью-то любовь. Особенно если учесть, что евреи именно умны, а не мудры.
Помните историю про Еммора и Сихема? Евреям нанесли обиду. Евреи согласились обиду забыть, но потребовали от своих обидчиков сделать обрезание. Якобы в качестве доказательства мирных намерений. Когда обидчики обрезание сделали (и лежали после этой процедуры в недомогании), евреи навестили их и вырезали всё племя под корень.
Так вот. Примерно то же самое можно наблюдать и в политике современного Израиля. Израиль не нападает первым, и это ему плюс. Однако ответные удары Израиль наносит с такой несоразмерной силой, что они выглядят скорее нападением, чем законной обороной.
Для сравнения давайте посмотрим на США. Их политика отличается от политики Израиля двумя важными вещами.
Во-первых, у Штатов есть в качестве универсального оправдания 11 сентября 2001-го года, когда в результате теракта погибло три тысячи человек.
Во-вторых, даже имея такой козырь как 11 сентября, Штаты не нападают ни на кого из мести. Они всегда находят на территории противника каких-нибудь угнетённых бедолаг, которых надо «освободить».
Спрашивается — почему же Израиль не может изобразить то же самое?
Ответ, повторюсь, прост — инерция мышления. Израильские политики думают, будто их 11 сентября — это печальные события Второй Мировой. А угнетаемое меньшинство, которое надо спасти — это они сами.
Остальной мир, увы, согласиться с этим уже не готов. Слишком уж много лет прошло со времён Холокоста. И слишком уж непохож методично гнобящий арабов Израиль на робкого беззащитного агнца.
Mimafi: Мне Израиль напоминает не агнца, а скорее слона, который оправдывается, набедокурив в посудной лавке. Для примера приведу программное заявление Голды Меир (с ее времен ситуация, по-моему, лишь усугубилась): "Мы не простим им того, что они вынудили нас победить!" Что-то непохоже на психологию жертвы… Эдакий добрый Гулливер, который вынужден сбрасывать с себя неразумных лилипутов. Все тот же кодекс слабого – Израиль чувствует себя виноватым в том, что вынужден защищаться.
Почему, скажем, США, воюя, не чувствует себя виноватым, а само верит в свои же отмазки о восстановлении справедливости? Это что, сугубо еврейская черта – комплекс вины?
Fritz: На мой взгляд, реакция населения — это беда Соединённых Штатов.
Искусство пропаганды достигло в Штатах столь сказочной высоты, что население самой демократической страны мира искренне верит телевизору.
В Израиле пропаганда ведётся гораздно топорнее. Кроме того, евреи не особо склонны слепо доверять сентиментальным фотографиям и проникновенным словам.
Впрочем, повторюсь, даже нынешнюю ситуацию вокруг Израиля можно представить в куда как более выигрышном свете. Достаточно придумать какой-нибудь нелепый и благородный предлог для продолжения войны. Что-нибудь типа защиты прав несчастных арабских женщин.
Mimafi: Позиционируя себя как метасатаниста, Вы заявляете о том, что Вам с Б-гом нечего делить. Как Вы относитесь к аргументу евреев о том, что Земля Израиля отдана Творцом в вечное владение еврейскому народу?
Fritz: Я согласен с этим аргументом. Евреи имеют полные права на свою землю.
Разумеется, арабам тоже есть что предъявить в защиту своей точки зрения, но, если бы я был судьёй, я бы отдал все спорные территории евреям. Хотя бы потому, что они заняли эти территории первыми.
Другой вопрос, что на нашей планете в настоящее время нет суда, способного разрешить этот конфликт. Евреям не остаётся ничего другого, кроме как отстаивать свою землю с оружием в руках. Ровно в той же ситуации находятся и арабы.
Поэтому я не очень верю в возможность мирного решения этой проблемы путём раздачи земли террористам. Компромисса, который устраивал бы обе стороны, не существует. А покупать за кусок своей территории несколько лет передышки… на мой взгляд, это тупиковый путь.
Мое послесловие
Честно говоря, сильного финального аккорда не получилось. И неудивительно: аргумент о том, что Святая Земля принадлежит евреям по воле Всевышнего, работает только в случае, если евреи соблюдают и другие Его законы.
Так что Фриц прав. Нет ни одного достаточно сильного "человеческого" аргумента в пользу той или иной стороны. Логика – она как адвокат. На каждого сильного адвоката найдется другой, сильнее.
Так что у арабов на сегодняшний день преимущество: они обладают неотразимым аргументом - согласно их религии, неверные не должны топтать эту землю. И поэтому они готовы на все, чтобы скинуть евреев в море, даже с этим аргументом никто кроме них не согласится. Их не интересует земля: она останется после их победы такой же выжженной, как Синай и Гуш Катиф.
Но арабы – это всего лишь орудие в руках Всевышнего, призванное напомнить нам, кто мы, откуда пришли и куда идем.
Еще одно послесловие
К сожалению, население Израиля весьма подвержено влиянию пропаганды. В частности, идеологии "кодекса слабого". Я бы сказала, что кроме пропаганды это вообще наша национальная черта – боязнь кого-нибудь обидеть, а слабого – в особенности. В Торе есть на эту тему высказывание: "Милосердный к жестоким в конце концов станет жестоким к милосердным".