МиМ
ribera — 04.01.2023О культуре: вчера впервые была в Театре Романа Виктюка (хотя 6 лет ходила мимо в одно из зданий универа, из них 5 — при наличии этой постановки) с @fria_luna Уже не помню, почему, но было у меня предубеждение от этого театра. Но тут просто совпало с выходными, к тому же «Мастер и Маргарита» — вещь, способная пережить не одну трешовую трактовку. В конце концов, можно просто довериться мнению уже смотревших и пойти открывать что-то новое.
Честно скажу, оказалось много лучше, чем я изначально думала. Утомило только начало с гипер-клишированной психушкой и довоенными песнями. Я думала, что психушкой всё и ограничится, уж слишком долго там всех крючило под довоенную музыку, а Бездомный вынесен на афишу. Но нет, потом сознание прояснилось и роман аккуратно уложили в 2 часа, добавив эмоций, где надо, и ничего по сути не отняв. Даже больше: почему-то никогда раньше не задумывалась, что Иван Бездомный там единственный персонаж, который сопротивляется Воланду, даже зная его необъяснимую силу. Он чувствует его присутствие поблизости и противится, как может. В то же время остальные не отказываются от его даров и не ищут альтернативный источник помощи...
В плане постановки, наверное, лучший пересказ романа, фильмам даже наполовину не удалось... острое ощущение целой мистической Вселенной рядом с серой обыденностью и простое желание решить свои проблемы, не задумываясь, чьими силами.
На счёт самого театра — отдельные впечатления, очень интересная архитектура и планировка пространства
На счёт самого романа: неблагодарное дело его анализировать, потому что не самый объёмный роман способен породить миллионы различных мнений. Теперь я лучше понимаю, почему после школы меня предупреждали не писать о нём вступительное сочинение: комиссия просто аллергию заработала на мнении школьников. Зато в школьные годы это действительно был роман из программы, который добровольно прочитали почти все, и тогда-то казалось, что ух, вот сейчас как проведём параллель, как объясним происходящее...
Как-то с возрастом этот роман всё больше о советской власти и судьбе маленького творческого человека, чем о любви. Уже и Маргарита сильно младше меня... и многие смыслы теряются, особенно теперь, когда в соцсетях любого автора могут разнести на атомы, а Мастера накрыло с первой же рецензии. И к большой любви уже много вопросиков, ведь муж Маргариты существовал в реальности, но и ей не было до него дела, и ему — до того, где и в каких подвалах обитает супружница... И к Мастеру, конечно, который бросил работу ради романа, потом Маргариту ради страданий, потом пришлось аж через бал у Сатаны его вытаскивать из психушки... Это совершенно другое время, когда творчество действительно захватывало, а не требовало определённого количества знаков и определённого набора слов, когда любовь могла быть смыслом жизни и самой жизнью. Но тут важно понять, что за роман писал Мастер и на какие средства, чтобы объяснить будущее героев.
Но все доводы и размышления ограничиваются тем, что итоговая редакция романа принадлежит супруге писателя. А значит, мы никогда и не узнаем, насколько это законченный вариант и что там ещё могло быть, и должно ли было всё остаться так, как нам известно. Пожалуй, пора мне перечитать то, что есть
|
</> |