Миллиард — это сколько?
stanyslavna — 11.04.2024Пришлось недавно объяснять одному из моих потомков, что такое миллиард.
Есть такой любопытный момент.
Когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным, а то и пугающим, нам становится легче, если приходит кто-то большой и умный и говорит: «Это называется так-то». У неизвестного есть имя. И, в соответствии с традициями средневековой демонологии, мы успокаиваемся: если мы знаем имя «демона», то он оказывается в нашей власти. Назови его правильно — и ты его подчинишь.
Но на самом-то деле мы по-прежнему не знаем ничего о том, что это такое: нам надо знать не то, как «оно» называется, а что «оно» собой представляет.
Как оно устроено, что оно делает, как его «отключить» — если оно опасно, как его воспроизвести — если понадобится...
Так вот: что такое «миллиард»?
Можно, конечно, сказать, что миллион — это тысяча тысяч, а миллиард — это тысяча миллионов. Но так ли легко представить себе ту самую тысячу?
А вот вам. Мы прекрасно представляем себе, что такое метр. Можно взять линейку. Сантиметровую ленту. Шнурок. Что такое метр, мы знаем буквально наощупь.
Квадратный метр — его можно обозначить на полу. Квадратный метр — это, приблизительно, площадь односпальной кровати. Небольшого пледа.
Кубический метр — это шкаф. Тот, что стоит в комнате.
Точно так же мы можем себе представить, что такое миллиметр. Точно так же, наощупь. На линейке. На кусочке миллиметровой бумаги. Чтобы было нагляднее — можно взять зернышко проса. Пшено на любой кухне есть.
А дальше...
В одном метре — тысяча миллиметров. Сколько зерен уложится на этом отрезке?
А если расстелить одеяло площадью в квадратный метр (или взять мой старинный письменный стол и воспользоваться его крышкой), то высыпанное в один слой пшено — это будет уже миллион зерен. И сразу понятно, что это такое — город-миллионник. И каково там место одного-единственного человека.
А если представить себе, что пшеном мы заполнили платяной шкаф объемом в кубический метр — вот тут уже мы и получим миллиард. Где одно зернышко — просто ничто, но вместе — будет миллиард. И проследить за судьбой каждого отдельного зернышка нам, пожалуй, уже не удастся.
А тысяча — это совсем немного. Это количество кубических миллиметров в кубическом сантиметре :)
Хорошая штука — гаджеты. Но чем дальше, тем больше я сталкиваюсь с тем, что мои студенты умеют работать не с объектами, а с их символами — работают правильно, быстро, ловко. Но при этом, оценивая результаты работы, «тормозят» при столкновении с действительностью — они «чувствуют» символьный мир, но «не чувствуют» мир реальный. Не чувствуют его масштабов, многообразия его свойств, не вмещающегося ни в какие модели. Не чувствуют — а иногда и боятся его кажущегося «несовершенства».
Вот и придумываю примеры, за которые можно зацепиться.
И для студентов, и не только для студентов.
Вдруг кому еще пригодится?
|
</> |