Михалков против блогеров


Известный русский актер и кинорежиссер Никита Михалков изъявил свои намерение подать в суд на блогеров. Весь сыр-бор произошел из-за проведения блогерами конкурса в виде лучшей пародии на афишу нового фильма Михалкова «Утомленные солнцем 2».
Как сообщают некоторые владельцы блогов, Никита Михалков страдает «манией величия», руководствуясь этим, блогеры придумали более 200 версий афиши. На некоторых их них Михалков изображен с автоматом в руках, в других вместо него вставлены лица Баскова, Джигурды, Гитлера и др.
Режиссера такая шутка очень задела и расстроила, поэтому он не намерен оставлять эти карикатуры безнаказанными. Михалков в ближайшее время собирается подать иск в суд на обидевших его «юмористов».
В связи с этим у меня возникает ряд юридических вопросов.
Что защищать будем?
Честь, достоинство, деловую репутацию?
Ну, если честь и достоинство, - логично. Отпрыску дворянского родУ - пристало.
Деловую репутацию? Стало быть творим на продажу? .......не понятно.
Теперь несколько юридических тонокостей.
Для того, чтобы защитить честь и достоинство (кстати, юриспруденция не заморачивается по поводу разницы в этих понятиях),
необходимо доказать три момента (как говорят юристы, триединое условие):
1) сведения (информация) должны НЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
2) сведения должны быть РАСПРОСТРАНЕНЫ (т.е. донесены до "широкого круга")
3) сведения должны быть ПОРОЧАЩИМИ.
А теперь давайте разбираться......
Как будем доказывать несоответствие действительности? Несоответствие чего - чему? Ведь блогерские афишки запросто могут быть признаны собственным творчеством этих самых блогеров, не имеющим никакого отношения к фильму моего любимого Михалкова, а "рекламирующим" потенциально возможный фильм, который, как выяснится в суде, этот самый блогер собирается снять, в т.ч., напр. с Никитой Михалковым в главной роли (Михалков с автоматом в руках). А замена "лица" одной знаменитости - на другую? Чему не соответствует такое изобрАжение?...
Классический пример несоответствия: человека, не имеющего отношения к убийству, назвали убийцей. А как быть в данном случае: Михалкова назвали Гитлером? ....Так может, этот блогер видит его в роли Гитлера в новом фильме? А уж, тем более, надо принять за честь сняться в роли тёзки Джигурды...
Ещё интереснее вопрос о РАСПРОСТРАНЕНИИ (это обстоятельство ещё иногда называют "ОБНАРОДОВАНИЕ"). Смотрим, где тут собака порылась. Вопрос, конечно, интересный (с). Упираемся проблему: обнародование означает распространение порочащих сведений среди неопределенного круга лиц (т.е. по крайней мере, один человек помимо двух спорящих должен присутствовать при "разборках"). Т.е. если подчиненый в кабинете начальника скажет ему всё, что о нём думает, даже если эта информация будет не соответствовать действительности и порочить незапятнанную репутацию начальника, то признать это распространением ну, никак не получится. Разве что начальник тихонечно приоткроет дверь с тем, чтобы вся информация дошла до слуха верно-преданной секретарши ......
Чаще всего (да и в нашем случае) речь идёт об обнародовании посредством средств массовой информации (простите за idem per idem).
Вот тут вопросов не возникает. Опубликовал в печати (сообщил по телеку, на радио) нечто, не соответствующее действительности, порочащее честь, достоинство, ну и кого ещё чего есть... будь любезен - отвечай по ЗАКОНУ.
Но........ проблема опять же в том, можно ли считать БЛОГ в Интернет-ресурсе средством массовой информации. Приходилось встречать в блогах мнение читателей и почитателей некоего известного блогера такую мысль: дескать, блог - это личный ДНЕВНИК автора, и к СМИ это не имеет никакого отношения. Но, дорогие мои студенты (ой, заговорилась, читатели и почитатели) ! В данном случае абсолютно неважно, как мы будет квалифицировать данное средство - массовой информации ли, личным дневником ли, ...... на систему доказательств в суде это абсолютно никак не повлияет, ибо - см. п.1 (если инормация доведена до сведения хотя бы одного лица, помимо обесчестенного (ой! не знаю, правильно ли словечко написала?), можно смело считать её распространенной.
Вопрос о том, является ли блог тем, что называется "mass-media", важен только в связи с тем, что при положительном для истца исходе, ответчика обязывают опубликовать опровержение в том же СМИ (если речь идёт, напр., о газете, стало быть, на той же странице и даже в том же месте, напр., на первой странице, в подвале)......
Хотя меня всегда смешит эта процедура. Ну, вот смотрите. Человека назвали дрянью. Суд своим решением снял с него это позорное звание. Теперь обидчик обязан опубликовать в газете примерно следующее: "Я назвал такого-то дрянью, на самом деле - он не дрянь..... ну и т.д.". Как кайфует, должно быть, в этот момент обидчик, у которого появляется ещё один шанс ещё раз назвать эту дрянь дрянью!
И, наконец, самое смешное. Как доказывать то, что информация ПОРОЧИТ честь? Ну, допустим, назвать ЧЕСТного человека убийцей - это значит опорочить честь? Несомненно! А назвать убийцу убийцей? ........ ну, вот, вы правильно поняли.
Да и вообще, вопрос о чести и достоинстве - тонкие материи. К примеру, если мне в моём преклонном возрасте мне скажут: "Ну и проститутка же ты!" .......Как думаете, я отреагирую? .....Правильно - поблагодарю за комплимент!
Другой разговор, если юное непорочное создание из консерватории вы назовёте таким, прости Господи, некрасивым словом, её честь, несомненно, будет порушена.....
Или вот говорят мне иногда: "Дура ты, дура". Думаете обижаюсь? Считаю, что честь моя и достоинство от этого пострадали? Да нет, скорее всего, это соответствует действительности, и я покорно соглашаюсь: "Да дура я, дура"....
Так что, уважаемые, не так-то просто судиться в данном случае........