Михалков нам больше не нужен

Если Дмитрий Быков
против, то я - за, даже неважно о чём будет идти речь о кино или
колхозах.
Так думал я год назад, читая его рецензию и ей подобные, коим не
было числа, ещё не видя самого фильма. И рецензии были выстроены
так, что идти, будь это кто-то другой, а не Михалков, точно не
хотелось.
Тем не менее, пошел.
В те такие же майские выходные в зале народу
было не много, человек 25-30. Но, судя по дальнейшему, люди все
были не случайные.
Фильм на меня произвёл оглушающее впечатление.
На этом можно было бы поставить точку и не полемизировать с
господами в их терминах, разбирая каждый эпизод с точки зрения
формальной логики, исторических неточностей и личного восприятия,
выдаваемого за неличное.
Ещё раз повторюсь, я воспринял фильм как единое целое с абсолютно
оглушающим впечатлением.
Впечатлением от того как мы начали ту войну, и здесь ни у кого нет
никаких сомнений ни у тех, кто за, ни у тех, кто против фильма -
это была катастрофа.
И как мы её закончили в Берлине.
Во время просмотра, поначалу казалось, что-то в сеансе не так.
Потом понял, не было обычного фона, никто не ходил-выходил, не
хрустел, не прихлёбывал, не ржал в ненужных
местах.
Вышла вторая часть. В зале уже в два раз меньше зрителей (работа по их отбою проделана колоссальная) и их явно не хватает. В фильме множество сцен, для полноценного просмотра которых, необходимо сопереживание зала, иначе не было смысла идти в кино. Не буду их перечислять, кто фильм видел, тот поймет, о чем я, кто не видел, тому словами не объяснишь. Назову лишь две – роды под бомбежкой и свадьба безногого фронтовика.
У меня абсолютно твердое убеждение, что лента, вне всякого сомнения, преемственна таким михалковским фильмам как “Свой среди чужих”, “Механическое пианино”, ”Родня”. Это фильмы одного и того же режиссера, развитие его размышлений о судьбе страны, о судьбах людей ее населяющих.
Но, похоже, Михалков нам больше не нужен. Сколько всякой дряни вылилось на него в Интернете и не только. Ладно, часть, и не малая, заказуха, кто-то посмотрел и не согласен по многим своим убеждениям (имеют право). Но почему так много зомбированных, в большинстве своем даже не видевших фильм?
Как в ментовке сегодняшнего дня, господа полицейские научились профессионально отбивать почки, печень и селезенку, так, последние 20 лет, нечто подобное произошло с профессиональным отбитием наших мозгов, сердец и того места, которое раньше принято было называть душой. Отбили напрочь и достучаться простыми историями о трагедии отдельно взятой семьи на фоне трагедии всей страны, стало невозможно. Передатчик еще есть, а приемники уже все почти на замке. Даже, если эта абсолютно щемящая история про то, как дочка ищет отца и другие ей подобные. Грустно это осознавать и тошно.
Справедливости ради, надо сказать, что не все в картине я воспринял однозначно и безоговорочно. “Голливудская” сцена в машине под дождем, с шофером на улице под зонтиком, не показалась мне убедительной. И Сталина, как личность и человека я воспринимаю и объясняю себе иначе. А вот в Божий промысел я, атеист с рождения, почему-то верю, иначе, чем объяснить перелом войны под Москвой зимой 41-42 как не поддержкой добра против зла. И гибель Цитадели для меня была естественна и логична.
Так давайте обсуждать фильм, а не Никиту Михалкова, его папу, детей, семью, кто и сколько гимнов написал, заработал денег, получил орденов, званий и регалий.
Это скучно. Тем более, что жизнь коротка, а искусство вечно.
|
</> |