
Михаил Врубель в Третьяковке. Календарь дат


М.А. Врубель. Сирень. 1900. Холст, масло
Третьяковская галерея обладает одним из наиболее полных собраний произведений Врубеля. Сегодня в день рождения Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) предлагаю ещё раз пройтись по самому необычному и самому красивому залу Третьяковки. Мистические панно, загадочные картины и скульптуры, майоликовый камин - всё это представлено в этом зале, и на фоне жемчужно-серо-синего фона стен смотрится великолепно.
Художник универсальных возможностей Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Он прославил своё имя практически во всех жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
Сначала, в 1880-е годы, когда Врубель создавал свои лучшие работы, их просто не знали, в 1890-е годы о его произведениях заговорили в основном с негодованием и насмешками, в начале XX века уже зачарованно всматривались в "Демона поверженного". А вот потом, когда он был неизлечимо болен, слава его только росла, а в последние годы жизни просто гремела. "За известность на художественном поприще" 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи - как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Наивысшей точки популярность Врубеля достигла в момент его смерти.
Центральное произведение экспозиции - панно "Принцесса Греза". О нём в https://galik-123.livejournal.com/307000.html .

Принцесса Грёза, 1896
Сверкающий всеми красками камин "Микула Селянинович и Вольга", отреставрированный в 1996 году и неоднократно показывавшийся на различных зарубежных выставках. История его создания - https://galik-123.livejournal.com/311965.html .





Фауст. Триптих, 1896

Прощания царя морского с царевной Волховой, 1899

Пророк, 1898


Кроме хорошо знакомых живописных шедевров, в постоянную экспозицию включена графическая часть коллекции в специальных витринах.




Демон (поверженный) и Демон (сидящий), 1890
В зале выставлена майолика - скульптурные камерные сюиты на темы сказочных опер Н.А. Римского-Корсакова "Садко" и "Снегурочка", голова "Девушка в венке" и другие работы.


Морская царица



Акварели Врубеля из Киевского музея русского искусства - https://galik-123.livejournal.com/188220.html
Искусствовед, историк и теоретик искусства Н.А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под "прологом" подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый - 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Акт второй - московский период, начатый в 1890 году "Демоном сидящим" и завершившийся в 1902 году "Демоном поверженным" и госпитализацией художника. Акт третий: 1903-1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически.
|
</> |
