Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

топ 100 блогов n_dank16.10.2023 Начну от печки. Расскажу про камин работы Михаила Врубеля. Это одна из самых масштабных работ, представленных в Корпусе Бенуа.

Зал 87. Декоративно-прикладное искусство в России. Врубель.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

М. А. Врубель (1856—1910)
Камин «Вольга и Микула» Начало 1900-х.
Майолика, рельеф, цветные глазури. Размер: 246 х 295 см.

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

В 1889-ом  году русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов открыл в Абрамцеве гончарную мастерскую. В работе мастерской принимают участие Васнецов, Врубель, Нестеров, Малютин, Поленова, Головин. Нечто подобное создается и в Талашкине, имении княгини Тенишевой. Мамонтов и Врубель ввели в моду майоликовые камины, покрытые цветной глазурью. Врубель в данном работе обратился к сюжету русской былины новгородского цикла «Вольга и Микула Селянинович».

Впервые камин был представлен публике на выставке «Мир искусства» в 1900 году. Монументальное панно собрано из 130 различных по форме и размеру деталей.

Цитата с сайта Русского музея:
«Камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» был выполнен по эскизу художника в нескольких экземплярах — между ними есть небольшие различия в цвете и некоторых деталях рисунка и декора. Предположительно, таких каминов было сделано около семи штук.
Один из них, экспонированный в 1900 году на Всемирной выставке в Париже (камин «Вольга и Микула»), к гордости Мамонтова, был куплен для подношения французским академикам (Арензон Е. Р. «Абрамцево» в Москве // Музей-10. М., 1989. С. 98)».


О работах русских художников, представленных на Всемирной парижской выставке 1900-го года я уже рассказывала:
Всемирная выставка в Париже 1900 г. Русский павильон

Вот таким образом был представлен в Париже камин работы Врубеля. Studio — британский журнал, посвящённый изобразительному искусству:
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Описание экспонатов парижской выставки из журнала «Мир искусства» 1900 года:
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

В журнале Studio Врубеля называют гениальным художником, представившим две небольшие картины. А ещё камин, а ещё балалайки, как и Малютин, и Коровин. Балалайки очень понравились, им в статье уделена целая страница.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Талакшинские балалайки Врубеля. Это всё-таки другой экземпляр, но похожа.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус




Вернемся в Русский музей, Корпус Бенуа. Одним из первых выставленных в витрине экспонатов в зале 87 является блюдо, о котором я уже рассказывала вот здесь:
Михаил Врубель «Садко» Образ Снегурочки.

М. А. Врубель. Декоративное блюдо «Садко» По эскизу 1899 года.
Майолика, рельеф, цветные глазури. Размер: 61 х 49 см (овал)
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус



Абрамцевская керамическая мастерская. М. А. Врубель «Садко». По модели 1899–1900 г.г.
Майолика, цветная глазурь с металлическим отблеском, восстановительный обжиг. Размер: 41 х 33 х 27 см.

Текст с сайта Русского музея:
«Впечатления от любимой музыки Николая Римского-Корсакова, так же как и от весенней сказки «Снегурочка» Александра Островского, старинной былины о Садко Врубель претворил в полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка».
Работа в Абрамцевской керамической мастерской увлекала М. А. Врубеля идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. В основе сюжетов мастера – народные сказания, былины, песни, фольклорные образы. В 1890-х М. А. Врубель познакомился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым, дружба с которым оказала большое влияние на творчество художника. Он выполнял декорации и серию скульптур, навеянных произведениями композитора. Среди них и "Садко" – главный персонаж одноименной оперы».
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Вот что мне не нравится, так это металлический блеск в керамических работах, то ли дело камин, в таком ракурсе обращаешь внимание на коньков.



В зале Врубеля представлена не только керамика Врубеля.
Н.А. Андреев Фигуры «Дьяк»
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус


Ъ На выставках бывают описки, но чтоб в постоянной экспозиции. Фото стенда с перечислением экспонатов.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус



На стене соседнего зала под номером 66 висит вариант чуть большего размера. Не за стеклом, поэтому можно сделать фотографии.
М. А. Врубель. Декоративное блюдо «Садко» По эскизу 1899 г. (в зале 66)
Майолика, рельеф, цветные глазури. Размер: 88 х 75 (овал)
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус


Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус










Зал 66. В зале под номером 66, который соседствует с залом 87, собраны картины Врубеля, которые сложно рассмотреть (бликуют полотна, хотя нет никакого стекла защитного, и ни одного окна, краски потемнели, рассмотреть детали можно, пожалуй, только на репродукциях)

М. А. Врубель «Шестикрылый Серафим», 1904
Холст, масло. 131 x 155
Пост. в 1918 из собрания Е. М. Терещенко, Петроград; ранее — собрание Н. И. Забелы-Врубель (до 1913), жены художника.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус



М. А. Врубель «Утро», 1897 (другие названия «Русалки», «На рассвете», «Рассвет»), панно из серии «Времена дня»
Холст, масло. 261 x 447
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Текст с сайта музея:
«Панно из серии «Времена дня» для дома С. Т. Морозова, построенного Ф. О. Шехтелем на Спиридоновке в Москве, было отклонено заказчиком. Художник хотел уничтожить полотно, но И. Е. Репин уговорил автора экспонировать работу на выставке русских и финляндских художников в Петербурге. Созданная летом 1897 года на хуторе П. Н. Ге в Черниговской губернии, она датирована в начале 1898 года, перед отправкой на выставку, где в первый же день была кулена княгиней М. К. Тенишевой. В начале 1902 года по просьбе владелицы художник переписал ряд мест в картине ‹...›  Решенная в гамме „болотной зелени“, любимой мастерами модерна, полная таинственности и неясных намеков, уподоблений, она — характерный пример декоративной системы „нового стиля“ и символизма как философии искусства.../ Владимир Круглов // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006

Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, встречающей восходящий свет. Его художник называет "Лучом" и олицетворяет с другой героиней, причудливо изогнувшейся и устремившейся из лесных зарослей к небу. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «Фея», представляющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, в которых появляется первая утренняя мысль, как продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура справа дана фрагментарно: изображена женская голова с выражением страха и отчаяния.

Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка»».

Справа образ нимфы/русалки не прорисован, но никакого отчаяния я не вижу, специально сфотографировала.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Процитирую ещё А. Н. Бенуа:
«Я видел лишь панно, приобретенное годом раньше кн. Тенишевой, но это огромное полотно смутило меня своей бесформенностью и даже чем-то „дешевым“ в фигурах нимф, прячущихся среди водорослей. Между тем всё, что я слышал раньше об этом художнике, очень распологало меня к нему. Я „хотел его полюбить“, я с трепетом ожидал увидеть его произведения, надеясь на них отдохнуть от давящей прозы нашего искусства. И вот панно „Утро“ разочаровало меня. Я увидел талант, некоторое мастерство, но большого мастера и художника в этой картине не было. Теперь, когда я узнал Врубеля и привык к его манере думать и видеть вещи, мне и это панно нравится, но тогда эта очень скромная в красках и достаточно безумная по композиции картина сбила меня с толку».



Врубель М. А. «Богатырь», 1898–1899 г.г.
Холст, масло. 321,5 x 222 (прямоугольник с вырезанной треугольником верхней стороной)
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Ах, если бы краски не потемнели! На меня пристально смотрел конь, вот его я и рассматривала.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Текст на сайте Русского музея:
«Художник придал герою черты лица И. П. Забелло, своего тестя. Первоначально панно имело квадратный формат (свидетельства Б. К. Яновского и С. П. Яремича, наблюдавших процесс писания картины). Нынешний размер и конфигурацию оно получило в доме М.С.Малича при подгонке под „готическую“ раму. По сообщению И. С. Остроухова, в 1901 (2?) картина была переписана автором (Валентин Серов в переписке, документах интервью. Т. 2. Л., 1989. С. 249). / / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006.

Это произведение явилось прямым продолжением богатырской темы, которая была намечена в панно "Микула Селянинович". Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Васнецова, которые художник находил "недостаточно былинными", а также творчество композитора Н. А. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. Его фигура занимает всю поверхность холста: "Чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего". Н. Г. Гарин-Михайловский был поражен "страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее". Картину, вызвавшую сильное неприятие многих современников, называют теперь шедевром живописца наряду с "Паном", "Царевной-Лебедью" и другими работами».

Зал 66.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус



«Летящий демон», 1899 год. Пост. в 1930 из ГТГ, Москва;
Холст, масло. Размеры: 138,5 x 430,5 см.
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус


Текст из ж-ла Юный художник № 6 за 1940 год. Авторы: Художники В. Журавлев и А. Тихомиров Цитата:
«В 1901 году Врубеля в его мастерской посетил художник И. Э. Грабарь. На стенах висели, большей частью без рам, местами стояли свернутыми все основные работы художника. «И это никому не нужно?» вырвалось у посетителя. «Решительно никому. Любую вещь отдам за сто-двести рублей». И. Э. Грабарь рассказывает, с каким трудом можно было уговорить того или другого ценителя купить один из этих шедевров.
Слава пришла к Врубелю поздно. В 1903 году его искусство входит в моду, начинают искать каждый клочок его работы.
Демон стал центральной темой в творчестве Врубеля. В этот загадочный образ художник вложил все изломы своей душевной борьбы, всю боль своей внутренней драмы. Личная судьба и предчувствие обреченности того мира, который окружал художника, позволили ему насытить подлинными чувствами образ гордого и одинокого, отверженного Демона. Когдa-то Байрон, а затем Лермонтов вкладывали в черты своих героев собственные черты, исполненные высокой духовной силы, но шедшие вразрез со средой. Находя эти черты и в других людях, они собирали их в типизированных образах Дон-Жуана, Чайльд-Гарольда, Демона, Печорина и других. Нечто подобное делал и Врубель. Фантастический персонаж лермонтовской поэмы через полстолетия ожил в новом, блестящем ореоле, пугающей кометой пронесся на фоне смущенного и мельчающего русского искусства 90-х и 900-х годов. Впервые тема Демона появляется в творчестве Врубеля еще в 1885 году, в период работы над «Восточной сказкой». В 1890 году этот образ все больше и больше захватывает его внимание. Врубель рисует Демона углем, тушью, акварелью, маслом, лепит из глины, наконец использует абрамцевскую керамику с ее мерцающей поливой и фиолетово-розовато-оранжево-зелеными искорками.
В первых вариантах Демон — воплощение мощной силы, как бы не находящей себе применения. Знаменитый «Сидящий Демон» — не столько олицетворение символа зла, сколько воплощение неутоленной тоски, неосуществленной мечты. Ни злости, ни гордости — только страдающий взгляд выпуклых глаз и кольцо мощных, бессильно опущенных рук с переплетенными пальцами. Фиолетово-пурпурный закат тревожно и сдержанно выделяет чеканную пластику как бы бронзовой мускулатуры, вылепленной четкими, широкими планами, и еще более обобщенно трактованный сине-бирюзовый плащ. Стилизованные огромные цветы даны ясными планами. Картина кажется мозаикой каких-то сверкающих драгоценных камней. Чувство тоски и страдания в позднейших изображениях Демона сменяется выражением гнева («Демон у монастыря», «Демон и Ангел» и др.). Последний вариант изображает Демона — духа отрицания и сомнения — падшим. Изломанное тело лежит разбитым на горном хребте, далеко раскинулись исполинские крылья; на дальних ледниках гаснут лучи заката; впереди сиреневые и синие цвета мерцают, смешиваясь с серебристыми переливами. Тело в тени кажется голубовато-зеленым, сверкают гневные глаза. Художники А. Бенуа и И. Грабарь рассказывают, что в первоначальном состоянии картина была еще богаче по цвету».

«Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1901—1902 гг.) находятся в Третьяковской галерее.

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус


Текст А. Н. Бенуа Мир искусства № 10-11 год 1903:

В ноябре 1902 года Бенуа и Дягилев организовали выставку тридцати шести работ Врубеля, в том числе всех трёх живописных «Демонов», об этой выставке рассказ:

Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус

Где-то в Русском музее хранится вот эта акварель:
Врубель М. А. «Морская царевна», 1898. Н. И. Забела-Врубель в роли царевны Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
Бумага на холсте, акварель. Размер: 160,1 x 61,5 см
Пост. в 1903, дар княгини М. К. Тенишевой, Санкт-Петербург (дар)
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус



Часть I
Русский музей Корпус Бенуа. Советское искусство 1920-30-х. Агитационный фарфор Агитационный текстиль

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
15.10.2023 ***
Архив записей в блогах:
Интересная новость у наших соседей. В Казахстане решили серьезно бороться с теневой экономикой. С сегодняшнего дня для бизнеса введены лимиты по снятию наличности с банковских счетов… Как сообщила 21 апреля пресс-служба финансового регулятора, Нацбанк установил следующие предельные ...
via ...
Намедни в сеть просочилось фото довольно интересной китайской разработки, которую, в каком-то смысле, можно отнести к новому поколению тамошних БМП. Почему к новому? Да, наверное, потому, что она точно не походила на копию российской техники и явно была заточена именно на уничтожение ...
Час назад Рамзан Кадыров в своем блоге выложил фотографию овец и гор. Наверное, вся Чечня должна проникнуться гордостью от красот своего края. Но, не все так просто. Эта фотография сделана во Франции, в Альпах. Месяц назад она была выложена автором (Herbert Schröer) в инстаграме : ...
Вчера, в воскресенье, я поехал на дачу на электричке. Родители были уже там. Позавтракали, кушали макароны с мясом. Смотрели сто к одному. Потом работали, я мешал бетон и заливал фундамент пристройки, очень умаялся. Выработал два мешка цемента, он ...