Россия проиграла крупнейший в
этом веке оружейный тендер — на поставку Индии среднего
многоцелевого боевого самолета (MMRCA), на который выставляла свой
МиГ-35. Сделка предусматривает поставку 126 истребителей и
оценивается более чем в $10 млрд. Дальнейшую борьбу за
"контракт века" продолжат французский Rafale и Eurofighter Typhoon.
Утешением для Москвы может стать то, что тендер проиграли также
американские Boeing Co. и Lockheed Martin. Но для МиГ-35 поражение
критично: оно фактически означает, что эти истребители не получат и
ВВС РФ, а также сильно снижает шансы продать их еще кому-нибудь в
мире.
Министерство обороны Индии вчера
оповестило "Рособоронэкспорт" и РСК МиГ о промежуточных итогах
объявленного еще в 2007 году тендера MMRCA: у России самолеты
закупаться точно не будут. Об этом официально объявил
"Рособоронэкспорт". Источник, близкий к компании, пояснил "Ъ", что
письмо индийской стороны было получено в ночь на четверг.
"Индийская сторона проинформировала нас о промежуточных итогах
тендера с детальным анализом причин отказа от приобретения
российской техники. В письме содержится 14 пунктов, в каждом из
которых детально проанализированы недостатки нашего предложения",—
сообщил собеседник "Ъ", уточнив, что одна из претензий индийской
стороны касается двигателей.
Между тем с самого начала тендера
и вплоть до начала этого года многие российские представители ВПК и
высокопоставленные чиновники были уверены, что именно российский
истребитель победит в конкурсе (см. справку на этой странице).
Индийские эксперты также довольно высоко оценивали шансы МиГ-35,
который, в частности, выигрывал у конкурентов за счет своей более
низкой цены: Eurofighter Typhoon и Rafale заметно дороже. К тому
же, в отличие от "МиГов", оба новейших европейских истребителя до
самого последнего времени (событий в Ливии) практически ни разу не
использовались в реальных боевых действиях.
Шансы американских Boeing и
Lockheed Martin также выглядели менее предпочтительными. Эксперты в
Дели признавали, что здесь играют роль политические соображения.
Они указывали, что в случае с США в долгосрочной перспективе
никогда не известно, не подпадут ли те или иные виды вооружений,
продаваемые Индии, под санкции. Тем более, до недавнего времени
Индия имела печальный опыт американских санкций в связи с развитием
своих ядерных программ. В последние годы ситуация улучшилась, и
военно-техническое сотрудничество с Америкой резко
активизировалось, однако "груз исторической памяти" дает о себе
знать. В случае со столь крупным и жизненно важным для ВВС Индии
контрактом там не могли не учитывать и малейшие
риски.
И тем не менее в США поражение
Boeing и Lockheed Martin восприняли крайне болезненно. Американский
посол в Дели Тимоти Ремер вчера заявил, что США "глубоко
разочарованы" предварительными итогами тендера, а затем неожиданно
подал в отставку. Ведь все участники боролись до конца (об истории
тендера см. справку на стр. 3). А на завершающем этапе поддержку
своим производителям оказывали первые лица: президенты РФ и Франции
Дмитрий Медведев и Никола Саркози, премьер Великобритании Дэвид
Кэмерон и президент США Барак Обама. Но Индия сделала именно тот
выбор, который посчитала нужным для себя в настоящий момент, в
пользу Европы.
В Дели всегда особо подчеркивали,
что диверсификация источников получения вооружений является
ключевым принципом оборонной стратегии Индии. Так, на вооружении
индийских ВВС в настоящее время находятся французские
Mirage 2000, которые в 80-е начали закупать параллельно с
советскими МиГ-29, а также британские ударные самолеты Jaguar
наряду с близкими им по назначению МиГ-27. В последнее десятилетие
Индия отдала России крупнейшие оборонные контракты: на авианосец
"Адмирал Горшков" и группировку МиГ-29К для него, на фрегаты и
аренду атомной подлодки.
Именно с Москвой Дели подписался
создавать крылатые ракеты BrahMos, истребитель пятого поколения и
новый транспортный самолет MTA. У США же впервые в истории Индии
были закуплены, в частности, новейшие морские патрульные самолеты
P-8 и военно-транспортные С-130. И "ключевой принцип оборонной
стратегии" страны явно требовал сделать шаг в сторону
Европы.
Тем более что это сулило и
определенные технологические выгоды. В частности, как пояснил "Ъ"
шеф московского бюро индийского государственного информагентства
Press Trust of India Винай Шукла, "ставка, которую индийская
сторона сделала в итоге на европейских производителей, объясняется
тем, что приобретение их истребителей позволит Индии получить
технологию, оптимально подходящую для реализации собственной
программы TEJAS по созданию индийского легкого истребителя". В свою
очередь, по словам господина Шуклы, российская технология, которую
Индия могла получить в случае приобретения МиГ-35, для программы
создания легкого истребителя TEJAS не подходит. "России же вообще
грех жаловаться,— заявил "Ъ" господин Шукла.— Российские самолеты
традиционно и так занимают значительное место в парке индийских
ВВС".
С этим согласен и директор Центра
анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. "Это поражение —
естественное порождение наших предыдущих побед",— считает он.
Господин Пухов напомнил, что Россия еще в 1990-е годы приступила к
перевооружению индийских ВВС. В результате к настоящему времени в
копилке российских авиастроителей есть сделки по поставке, а также
сборке в Индии в общей сложности 248 истребителей Су-30МКИ на общую
сумму $7,75 млрд.
Для ВМС Индии предназначены 45
корабельных истребителей МиГ-29К на сумму $2,232 млрд. Еще
один контракт на $964 млн предусматривает модернизацию
поставленных ранее истребителей МиГ-29. "Мы уже приблизились к
тому, чтобы взять больше половины индийского парка боевой
авиации",— констатирует Руслан Пухов. Кроме того, напоминает
эксперт, условием тендера подразумевалось, что у претендента
налажено производство самолета. "О МиГ-35 этого сказать пока
нельзя",— заявил "Ъ" господин Пухов.
Стоит отметить, что в Москве
предполагали, что тендер MMRCA может закончиться неудачно для
российского участника. "Зная индийскую сторону и ее любовь к
диверсификации своих поставщиков, шансов выиграть этот тендер было
объективно немного",— констатировал вчера источник "Ъ" в Минобороны
РФ. "В условиях контроля Россией рынка тяжелых истребителей Индии
(СУ-30МКИ.— "Ъ") едва ли индийская сторона
захотела бы отдавать нам еще и рынок средних истребителей,— считает
эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.—
Даже если бы этот тендер и достался нам, то не факт, что
производственных возможностей хватило бы на выполнение этого
контракта". И, по данным "Ъ", эти сомнения эксперта вполне
разделяют некоторые высокопоставленные руководители российского
авиапрома.
В этом контексте интересно, что в
начале года, за считаные месяцы до объявления решения по тендеру,
МиГ-35, в отличие от всех конкурентов по MMRCA, даже не прибыл на
главный авиасалон страны-покупателя — Aero India-2011 в Бангалоре.
При этом представители правительства Индии официально заявляли, что
через своего посла в Москве они пытались не только выяснить причины
неявки, но убедить Россию все-таки прислать самолет, но так ничего
и не добились.
Как бы то ни было, но в России
вчера старались не драматизировать ситуацию. В своем официальном
заявлении "Рособоронэкспорт" и ОАК считают, что принятое решение
является исключительным правом выбора индийской стороны поставщика
авиационной техники. "Несколько лет назад, когда тендер начинался,
этот контракт был вопросом жизни и смерти для "МиГа" (РСК
"МиГ".— "Ъ"),— пояснил Руслан Пухов.— Сейчас
же у "МиГа" помимо бирманского контракта есть опцион на корабельные
самолеты для той же Индии, есть два контракта по модернизации — в
Сирии и опять же Индии. А в ближайшее время ожидается заключение
контракта на поставку корабельных самолетов для ВМФ
РФ".
Однако определенные вопросы "жизни
и смерти" поражение МиГ-35 в тендере все-таки ставит. Не так давно
было объявлено, что Минобороны РФ также намерено закупить партию
МиГ-35. И крупнейший контракт с Дели на 126 машин позволял
существенно снизить в серии внутреннюю цену истребителя. Теперь же
целесообразность развертывания его производства ради относительно
небольшого заказа для ВВС РФ становится крайне сомнительной, и,
скорее всего, от этих планов придется отказаться. И наконец,
проигрыш в Индии ставит под удар начатое продвижение самолета на
других рынках — латиноамериканском и ближневосточном. А ведь и там,
и там Россия уже начала предлагать его потенциальным
заказчикам.