Мифы в жизни каждого /Стартующие из рая/
— 27.09.2015Иногда непросто связать истории, с древних времён обосновавшиеся
в общечеловеческой культуре, с самим собой и своими современниками.
Мы так разительно, на первый взгляд, отличаемся от людей древности,
что совсем немногим приходит мысль сопоставить их с нами и
попытаться понять, что между нами общего, что послужило глубинным
мотивом для создания порой причудливых, порой ужасающих сказаний
прошлого, и почему древние мифы не забываются, почему они
продолжают жить в тайниках нашего сознания своей скрытой жизнью,
неожиданно всплывая в произведениях искусства и в науках, изучающих
особенности человеческой психики.
История изгнания из рая в разные времена трактовалась по-разному.
Её использовали как обоснование неравноправия полов, как
подтверждение идеи об изначальной порочности человеческой натуры и
создания комплекса вины с целью манипулирования. Несмотря на
множество существующих точек зрения, одна из них до сих пор не
получила должного отражения в нашей культуре, и мы попробуем сейчас
исправить это, ибо этот взгляд на историю изгнания Адама и Евы, на
наш взгляд, заслуживает самого пристального внимания.
Итак, первые люди пребывают в довольстве и благости, мирно гуляя
среди деревьев, одним из которых является Древо Познания. Это
единственное из деревьев, плодами которого нельзя пользоваться
коренному населению региона. Из этого несложно сделать вывод:
перволюди находятся в состоянии незнания. Незнание даёт им право
быть (или считать себя) бессмертными и ограждает их от множества
проблем. Но это же незнание оставляет наших простоватых
прародителей в неведении о возможных последствиях их поступков и
выборов, и именно этим обстоятельством пользуется Змей (символ
мудрости, кстати). Он указывает Еве на преимущества Знания,
умалчивая, естественно, о связанных с этим трудностях и
неудобствах. Манипуляция завершается успехом, женщина выбирает
Знание, за ней следует Адам, и все райские бонусы остаются в
воспоминаниях, когда вооружённый представитель силовых структур -
Ангел - отправляет сладкую парочку в реальный мир.
Дольче вита развеивается, как дым, и что же приходит ей на смену?
Начинается трудный Путь Знания, тот самый Путь, которым мы с вами
идём по сию пору.
- Какое отношение к этому локальному конфликту имеем мы? -
возможно, спросит нетерпеливый читатель.
Полагаю, самое непосредственное. Вряд ли мы в состоянии вспомнить
своё собственное детство, но мы можем наблюдать наших детей. И
видеть, что каждый из них рано или поздно вступает в возраст
вопросов. Тот самый возраст, когда ребёнок остро чувствует своё
Незнание, и этот когнитивный голод не даёт ему возможность
безоговорочно наслаждаться своим счастливым - райским - состоянием
неведения. В этот период все старшие - родители, родственники и
знакомые - кормят маленького человека плодами с Древа Познания,
выступая в качестве Мудрого Змея.
Крошка-сын к отцу пришёл.
И сказала кроха:
- Что такое "хорошо"?
И что такое "плохо"?
Иначе говоря, что такое "Добро" и что такое "Зло"?
Так входит в нашу жизнь двойственность, дуальность. Мы прекращаем
видеть мир целостно, и учимся дробить действительность на
противостоящие пары - свет и тень, дружба и вражда, тепло и холод,
жизнь и смерть, и т. д.
Именно этот процесс получил своё отражение в мифе о Древе Познания,
плоды которого позволяют различать добро и зло.
А теперь подумаем, так ли уж плох этот "первородный грех", за
который, как говорят, человечество расплачивается своими
страданиями от начала мира и до наших дней.
Есть ли у нас другой выбор?
Что будет, если кто-нибудь откажется от плодов Древа Познания и
останется в райском неведении? Одним пациентом в палате умственно
отсталых станет больше. Неведающий будет полностью доволен всем,
что с ним происходит, но жизнь его будет лишена движения и
развития, а значит - абсолютно пуста и бессмысленна.
Каким бы трудным ни был Путь Знания, какие бы неприятности не
готовил идущим, иной альтернативы у человека нет.
Тем более, что этот Путь в итоге даёт нам и избавление от
страданий, и возврат к райской целостности восприятия. Но это уже
не детское наивное видение, а зрелое понимание сути происходящего,
мудрость много повидавшего и хорошо поработавшего над собой
Мастера.
И ради этого стоит покинуть райский инкубатор и погрузиться в
щедрую на опасности и неожиданные находки круговерть настоящей
жизни.
В. Безымянин
|
</> |