рейтинг блогов

Мифы и заблуждения о роуминге на миллион рублей.

топ 100 блогов magic_ex21.02.2011Ликбез История молодого человека, который "попал" на миллион рублей в международном роуминге, вызвала многочисленные дискуссии в интернете. Периодически в сети высказываются соображения на эту тему, которые можно отнести к категории заблуждений или мифов. Многократно повторенные, эти заблуждения преподносятся остальным участникам дискуссии как "давно и всем известные факты", и для неискушенных граждан порой становится сложно отделить истину от домыслов. Сегодня мы рассмотрим некоторые, наиболее распространенные мифы. Постараюсь максимально упростить технические моменты для понимания сути дела неспециалистами. Имена авторов мифотворчества намеренно не упоминаю, дабы лишний раз не вгонять в краску уважаемых людей. Кому будет интересно, сможет найти первоисточники самостоятельно, Гугл вам в помощь!

Миф №1. Биллинг не различает по какому стандарту: 3G или GPRS происходит передача данных, поскольку в обоих случаях передаются "GPRS-пакеты", соответственно и цена на услуги 3G и GPRS одинаковая.

На самом деле такого технического термина, как "GPRS-пакет", не существует в природе – это заблуждение. Есть термин "IP-пакет", обозначающий пакет информации в сети интернет. Понятиями 3G и GPRS обозначают две, совершенно различные технологии передачи данных в беспроводных мобильных сетях. Можно поставить в один ряд протоколы GPRS и EDGE, но никак не 3G. Передача данных по протоколам GPRS и EDGE используется в мобильных сетях GSM, называемых сетями 2-го поколения, или 2G. Обозначение 3G применяется для сетей 3-го поколения, в Европе и России - это сети UMTS (или WCDMA). Фактически, сети GSM и UMTS – это две разные, параллельно развернутые мобильные сети, использующие разное оборудование, разные частотные диапазоны, разные протоколы и способы модуляции сигнала. Единственное общее звено у этих сетей – пакетный коммутатор SGSN, который обеспечивает для абонентов выход в сеть интернет (передачу IP-пакетов информации).

Поскольку физически оборудование сетей разделено, пакетный коммутатор вполне различает пакеты из сетей GSM (GPRS) и UMTS (3G). Также различаются они и в биллинговой системе, в чем нетрудно убедиться, посмотрев детализированный счет:
Мифы и заблуждения о роуминге на миллион рублей.  
Здесь термин HSDPA – это название протокола высокоскоростной передачи данных в сети 3-го поколения UMTS, никакого отношения к протоколу GPRS не имеющий. Поскольку передача данных в сетях 3G и GSM учитываются биллингом отдельно, то эти данные вполне могут оцениваться по разным тарифам. Тот факт, что на сегодняшний день цены на передачу данных по стандартам 3G и GPRS одинаковы, следует рассматривать лишь как частный случай тарифной политики, устраивающий в первую очередь самих операторов связи.

Миф №2. При отсутствии онлайн-тарификации оператор не может ограничить расходы абонента по передаче данных потому, что получает информацию о количестве переданных данных только после завершения сессии.

Интуитивно чувствуется какой-то подвох в этом утверждении. Ведь это настоящая дыра в системе тарификации, которой могут воспользоваться нечистые на руку абоненты. Достаточно всего лишь запустить в фоне какую-нибудь программу, которая постоянно поддерживает сессию открытой, чтобы получать интернет на халяву! Поскольку сессия никогда не закроется – она никогда не будет протарифицирована. На самом деле таких ситуаций в реальной жизни не происходит, почему? Ответ прост – тарификация услуг передачи данных не имеет ничего общего с физической сессией интернет. Заглянем в детализацию счета:

Мифы и заблуждения о роуминге на миллион рублей.

Видите эти круглые цифры длительности сессий ровно в 1000Kb? Это не абонент так ровно закрывает сессию, это пакетный коммутатор формирует промежуточные записи для тарификации услуги по достижению заранее установленного порога по объему скачанных данных. Физическая сессия при этом не прерывается, но информация об оказанных услугах уже становится доступна для тарификации оператором и включения в счет абонента, об этом позаботились разработчики оборудования для сотовых сетей. Абонент может вообще не завершать сессию сколько угодно времени, но данные об объемах оказанных услуг все равно будут доступны оператору для их оценки.

Миф №3. Домашний оператор не может ограничить расходы абонента в международном роуминге потому, что не может запретить абоненту пользоваться этой услугой.

На самом деле у всех операторов есть специальная услуга разрешения международного роуминга, которая может подключаться и отключаться оператором на телефонном номере индивидуально и независимо от других услуг. Думаю, большинство пользователей еще не забыли те времена, когда для подключения международного роуминга требовался личный визит в офис оператора для написания заявления и подтверждения своих паспортных данных. При этом абоненты знакомились с тарифами и предупреждались об автоматическом отключении роуминга при снижении положительного остатка на лицевом счете ниже некоторого заранее оговоренного порога. Делалось это как раз в целях снижения риска как для оператора, так и для абонента от непредвиденных расходов в связи с задержкой поступления данных о потреблении услуг в чужой сети.

В последнее время операторы сотовой связи практикуют, так называемый, CAMEL-роуминг с зарубежными партнерами, подразумевающий тарификацию услуг в реальном времени. При этом риск ухода в минус при пользовании только голосовыми и SMS-услугами полностью отсутствует, но на услуги передачи данных эта технология пока не распространяется. К сожалению, видимо не все маркетологи сотовых компаний знают о такой особенности. Иначе, как заблуждением на этот счет, невозможно объяснить появление тарифного плана для высокоскоростного 3G-модема с подключенной по умолчанию услугой международного дата-роуминга, для которого цена услуги не выглядит разумной, адекватной и доступной.

Вместо послесловия.

В этой заметке я остановился только на нескольких основных заблуждениях, которые наиболее часто высказываются участниками дискуссий. Особенно странно выглядит, когда подобными заблуждениями аргументируют свою позицию в споре технически грамотные специалисты и сотрудники сотовых компаний, создавая ощущение нечестной игры против неподкованного абонента. Надеюсь, что правильное понимание рассмотренных нюансов позволит поставить наконец точку в этой истории.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кугач Юрий Петрович (1917-2013) «На баррикаде» 1954 ...
...или жениха? ...
Смотреть с 01:15 где-то Нижний Новгород 07.11.12 ДТП Виновник аварии водитель Вазовского ведра, ограбил девушку на Сузуки Гранд витара в которую врезался, отобрал у нее сотовый телефон и потом скрылся с места ДТП, при этом был сильно пьян. Все ...
Весь забег мы будем разговаривать на тему везения. Напоминаю, что каждый день мною единолично, но с учётом ваших комментариев, будет определяться самая интересная история, автор которой получит единоразовый иммунитет от выбывания из забега. Иммунитеты будут накапливаться и отмечаться в на ...
Последняя неделя у меня вышла на редкость «чёрнопятничной». Я не то, чтобы заядлый шопоголик, но в эти дни вела себя точно, как он. Сначала полезла на "Wildberriеs" дабы приобрести давно мне рекомендованные парикмахером маску и масло для волос. Но наткнулась по хорошей скидке на набор из ...