Мидуэй курильщика
midnike — 21.02.2020Всякие киноведы и прочие кинолюбы привычно голосили о «мискастинге», однако актёры может и не все похожи на свои прототипы, но у них, как минимум, правильные типажи. Те самые, что мы видим на фото и кинохронике тех лет, а не то, как нынче принято изображать «брутальных военов». Но на этом, увы, достоинства картины и заканчиваются.
«Заклёпки» и прочая развесистая клюква
Ещё по трейлерам было ясно, что не стоит ожидать сколь-нибудь достоверного отображения боевой техники. Ну да бог с ними, с «заклёпками». В конце концов, у нас не одно поколение выросло на отличных фильмах, где наши истребители изображались совсем непохожими на них Як-18П, а немецкие танки – обшитыми фанерой Т-44. Но «есть один нюанс». Здесь вся техника рисовалась в 3D – довольно позорного, кстати, для 2019 г. уровня. Сделать всё правильно – стоило бы ровно тех же денег!
С другой стороны, на свете не так много людей, которых напряжёт, что американские самолёты весь фильм летают с опознавательными знаками, которые ввели лишь с 6 мая 1942 года. Что поголовно все «Зеро» почему-то несут красную полоску принадлежности к авиагруппе «Акаги». Или что «Девастейторы» идут в атаку имея не только торпеду – в реале они и её-то с трудом тащили – но ещё и пару бомб под плоскостями. И так далее. Ну и мы напрягаться не будем.
Хотя для того, чтобы снять японскую атаку на главную базу Тихоокеанского флота США и прочие боевые эпизоды так, чтобы на этом фоне фильм «Пёрл-Харбор» 2001 г. выглядел чуть ли не шедевром документального кино – это надо обладать особым талантом. А сброс бомбы с высоты плевка должен вообще войти в анналы киноклюквы.
Но хватает и ещё более откровенной халтуры, заметной уже даже самому неискушённому зрителю. Когда «Донтлессы» поголовно взлетают с тремя бомбами, из которых две куда-то испаряются по дороге к цели. Или небо над японскими авианосцами, украшенное чёрными облачками разрывов от крупнокалиберных зениток, стволы которых даже не подняты. Перечислять можно ещё очень долго. Но если бы дело ограничивалось только этим…
«Я художник, я так вижу!»
С собственно историческими фактами, цифрами и прочей хронологией событий всё ещё хуже. Например, адмирал Ямамото приказывает начать планирование Мидуэйской операции чуть не сразу после Пёрл-Харбора. Или адмирал Хэлси, задумчиво наблюдает за тонущим «Лексингтоном», хотя в реальности его 16-е оперативное соединение прибыло в район Австралии почти неделю спустя, а в Коралловое море не заходило вообще. Подобные примеры тоже можно приводить пачками.
Некоторые даже заставляли отрывать от фейса перманенто прижатый к нему палм. Чтобы протереть глаза, как в случае огромной дырищи в полётной палубе «Йорктауна». Или чтобы проржаться при виде пары десятков B-26, бодро бомбящих японские авианосцы. Порадовавшись заодно, что хоть что-то тут пытается летать строем, а не живописными стадами, как все остальные самолёты в фильме.
Ну да ладно, не будем и это строго судить. Ведь, как и в случае с «заклёпками», исчезающе малому проценту зрителей интересно, что в реальности та пробоина была 30 см диаметром и не там, а в сражении на самом деле участвовало аж четыре «Мародёра», причём вооружённых совсем даже торпедами. Тем более, что все эти жутко креативные и столь же безграмотные «улучшения» скучных фактов для красивой картинки – тоже ещё не самое печальное.
Широко шагаешь – штаны порвёшь…
Гораздо более серьёзной проблемой фильма стало желание объять необъятное. С одной стороны, и Пёрл-Харбор, и Маршалловы острова, и рейд Дулиттла с Коралловым морем имеют, конечно, то или иное отношение к Мидуэю. Хотя в основном – очень косвенное. Но к этому добавляется «пролог» – вообще из 1937 г. – и куча других левых эпизодов, воткнутых исключительно для «драматургии» и прочего «раскрытия образов главных героев».
В результате и предыстория подана в стиле «галопом по Европам», и на само заглавное сражение пришлось меньше половины фильма. Поэтому множество принципиально важных событий попросту остаётся за кадром. А сколь-нибудь связная общая картина отсутствует от слова «совсем».
Из трёх атак палубных торпедоносцев показаны лишь две, причём не в той последовательности. Да и вообще эти сыгравшие не последнюю роль эскадрильи выведены какими-то бессмысленно гибнущими криворукими лузерами. Заблудившиеся пикировщики с «Хорнета» и их коллеги с «Йорктауна» отсутствуют вообще, так что о том, кто же потопил третий японский авианосец – «Сорю» – зрителю остаётся лишь догадываться.
А ещё в фильме напрочь отсутствуют американские истребители. Тоже от слова «совсем». За весь фильм мы не видим ни одного «Уайлдкэта». Так что и подвиг шестёрки Джона Тача над японским соединением, и оборона «Йорктауна» от двух японских атак – тоже остались за кадром. Равно как и такая мелочь, как гибель этого авианосца. И так далее. Зато мы полюбовались на крайне важный для сюжета диалог офицерских жён.
В общем, самое яркое и парадоксальное сражение Тихоокеанской войны превращено в смазанный фон для бенефиса единственного и неповторимого Дика Беста. И здесь мы подходим к главному, на мой взгляд, косяку фильма.
Раз герой, два герой – оба мы герои…
Главных героев в фильме аж два: начальник разведотдела
Тихоокеанского флота США капитан 3-го ранга Эдвин Лэйтон и командир
6-й бомбардировочной эскадрильи авианосца «Энтерпрайз» Ричард Бест.
Всё по канону: один умный, другой – красивый отмороженный на
всю голову.
По поводу Лэйтона вопросов практически не возникает. Кроме, разве что, одного. Какого чёрта его форма – впрочем, как и у остальных офицеров и адмиралов – всегда выглядит так, будто её сшили в дополнительную смену на левой китайской фабрике, а затем неделю спали в ней под забором? От большого ума решили, что нормально сшитые и выглаженные кители будут смотреться «недостоверно»? В штабе флота, ага…
Но гораздо хуже с «главным» главным героем – Диком Бестом. Дело даже не в том, что в реальности он был тем ещё героем и сделал всё от него зависящее, чтобы провалить как атаку на японские авианосцы, так и всё сражение целиком – именно благодаря его гениальному командованию «Акаги» атаковало всего три пикировщика. И только случайная удача, пресловутая «золотая пуля» в виде единственной крайне удачно попавшей бомбы спасла ситуацию. Причём есть серьёзные сомнения, что это была бомба Беста, а его заявка на попадание затем ещё и в «Хирю» никем всерьёз давно не рассматривается.
В данном случае гораздо важней каким он показан в фильме. Когда с первого же его появления мы видим тупого и самовлюблённого отморозка «на понтах», ни в грош не ставящего ни свою жизнь, ни жизнь своего подчинённого – не говоря уж вверенном ему самолёте, да и родном авианосце – и всё ради демонстрации своей молодецкой удали. И нас хотят уверить, что вот это плюющее на все приказы и уставы, а также непрерывно хамящее старшим по званию чмо чуть не в одиночку выиграло одно из важнейших сражений Тихоокеанской войны?
Подводя итоги
Авторы фильма не смогли удержаться от сведения сюжета к примитивному и заезженному киноштампу о «hotshot» – одиночке-сорвиголове, «яркой индивидуальности», что вырывает победу из рук поражения исключительно благодаря своей безбашенности. Но то, что нормально смотрится в обычных боевичках, здесь выглядит издевательством над вполне реальным подвигом вполне реальных людей. Многие из которых заплатили за это своими жизнями.
В результате самый ожидаемый военно-исторический фильм 2019 года оказался полным разочарованием. И даже если бы все до единой «заклёпки» находились строго на своих местах, а все исторические реалии были бы полностью соблюдены – всё равно смотреть на этот балаган было бы точно так же противно.
Детальный разбор косяков пишется, по ссылкам ниже процесс можно ускорить :)
|
</> |