­
­

«Мы в ответе за тех...»

топ 100 блогов Сообщество «Общественное движение "Совесть"»17.10.2013

 

Название из Экзюпери (простите, те, кому дико слышать такие пояснения). Прекрасную вещь написал Экзюпери – «Маленький принц». Погуглите, если не слышали...

Моя мама провела войну в эвакуации, в Ингушетии. Когда немцы придвинулись совсем близко, на несколько месяцев их эвакуировали в Туркмению. Потом они вернулись на Кавказ. Закончила мама Северо-Осетинский медицинский институт...

Сколько еще эвакуированных было на Кавказе и в Средней Азии? Наши родители тоже назвали своих хозяев «чурками» и «зверями»? Те, кто так печется об уважении к предкам – не дай бог сказать что-нибудь нелестное о каком-нибудь палаче, почему вы так легко забываете, как «их» родители помогали «нашим» родителям? И как бесчеловечно жестоки «мы» были по отношению к «ним»?

Что, мы совсем в дебилов превратились? Что, в нас не осталось совсем ничего человеческого?

Первый раз я оказался в Узбекистане и Таджикистане ровно 25 лет назад. В Таджикистан потом ездил еще пять лет – уж очень меня тянули к себе Фанские горы... Хорошо помню главное чувство от той, первой поездки – чувство жгучего стыда.

К тому времени я уже объездил едва ли не весь СССР. Был и в глубинке Бурятии, в в глубинке Алтая. Но нигде не видел такой страшной нищеты, как в горах Таджикистана.

Помню младенца, почти новорожденного, завернутого в какие-то тряпки, лицо которого облепили мухи. Помню мечущегося пастуха. Ему нужен был анальгин – только что родившая жена выла от боли... Анальгин и еще синтомициновая мазь – других лекарств там не знали... Помню мальчишек пяти и шести лет с черными руками и черными щеками – следы зимнего обморожения. Видеть все это было стыдно...

А еще я навсегда запомнил какое-то поразительное, необъяснимое гостеприимство таджиков. Никто из советских народов не мог состязаться в гостеприимстве с грузинами. Тот, кто хотя бы раз испытал его на себе, не забудет никогда. Но грузинское гостеприимство было гостеприимством от изобилия. Таджикское – гостеприиством скудости. У человека не было ничего – он угощал последним. Сколько раз пастухи приносили нам кислое молоко ведрами. Сколько раз угощали козлятиной...

Какая-нибудь семья, которой до ближайшего магазина нужно было добираться двое суток пешком, с ишаком, чтобы привезти домой муку, чай, немного сахара, хлопкового масла, усаживала за стол группу из двадцати человек, представителей «титульного народа», и кормила их всем, что было в доме. Те, кто ходил в горах по 12 часов хотя бы с 35-килограммовым рюкзаком, умеют ценить такое гостеприимство...

А как относились к хозяевам русские? (Русские – это русские евреи, русские татары, русские крымские татары и просто русские русские – всех их называли в Душанбе русскими, все они русскими и были.) По-разному относились: кто-то добрее, кто-то презрительней. Хотя так, чтобы презрения уж совсем не было – такого мне что-то не припоминается...

Не было в Таджикистане ни национализма, ни исламизма. И вообще ислама не было. Были наследники великой, но угасшей культуры - люди, остановившиеся в развитии. Россия приняла их, чтобы вести их вверх по той исторической пирамиде развития, по которой поднимаются все народы. И в самом деле помогла сделать несколько шагов вверх. А потом бросила. Бросила с деформированной экономикой («монокультуры»), в самом начале культурного строительства...

Что же удивляться всему тому, что стало происходить в Таджикистане?..  

Но дело не в таджиках и не в Таджикистане, хотя я и сегодня чувствую вкус тех карамельных подушечек в чаепитии на Тупаланге... Дело не в них. Дело в нас самих.

Что стало с нашими душами? Если мы всё-всё забыли... И помощь эвакуированным. И рабский труд братских народов на хлопковых плантациях – через сто лет после освобождения рабов в Джорджии и Луизиане, да и в самой России. И карательные походы Ермолова... И сталинские «переселения народов»... Что случилось с нами, когда мы отталкиваем от себя все эти мысли?..

Мы думаем, что таким образом вернем себе величие? Или хотя бы просто сможем тихо и сыто жить?

Не сможем. Есть объективные законы истории. Их действие можно наблюдать в ходе истории постоянно. Народ, который отказывается от своей исторической ответственности (религиозные люди могут сказать – от своего долга перед Богом), обречен. Он исчезнет. История Гоморры – не о гомосексуалистах. Она – о тех, кто отказался слышать и слушаться Бога. Точно так, как мы сегодня...

А наша ответственность не в том, чтобы громить овощебазы и кричать «Хватит кормить Кавказ». Не в том, чтобы бредить никогда не бывшим, придуманным сегодня от тоски и боли позавчерашним величием. А в том – чтобы становиться великими завтра.

Это завтрашнее величие требует величия души. А оно начинается сегодня. И начинается с очищения. С очищения от всей той накипи, всего того смрада наших душ, которые вырываются наружу погромами и сочувствием погромам...   

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Клинок - м390 от А.Баликоева. 2 крио. Рамки - титан Винты - титан Шайбы - бериллиевая бронза Шарик - керамика Накладки - Бивень моржа, ZlaTi Шпенек - титан, аквамарин. ...
"Кроме того, мы просим Генпрокуратуру рассмотреть вопрос о признании книги Левит Ветхого завета экстремистским материалом, так как она содержит прямые призывы к убийствам. Независимо от того, что она является частью Священного писания, ...
Обычно день рождения у меня проходил в 5 этапов: начиная от традиционного стола с салатиками для мамы, заканчивая сауной с приятельницами, в середине обычно были вкусняшки на кафедре.  В этом году «гвоздем» программы станут посиделки с приятельницами. Так как ДР выпадает на ...
Учитесь креативу, сосунки. 14 июля 2016 год. АО «Сухоложское Литье» (предприятие металлургического комплекса УГМК) запускает новую производственную линию по изготовлению стальных мелющих шаров диаметром от 25 мм до 60 мм. Новая продукция отвечает самым строгим требованиям ГОСТа. ...
Вот чего не люблю, так это цоканья обуви. На всю обувку понадевала бы резиновую защиту, но опять же лень по обувщикам ходить. Наверное в прошлой жизни я была ...