мы так беззащитны перед жизнью и смертью

Эту фразу постоянно говорит отец о своих уже давно взрослых дочерях.. Хотя сам сюжет довольно невеселый - две сестры в возрасте 40+. Одна волевая, жесткая, напористая, состоявшаяся в жизни, но так и не вышедшая замуж. Другая — безвольная, издерганная детьми и хронически безработным мужем школьная училка, то и дело прикладывающаяся к бутылке. Они не очень ладят между собой, но тут в больницу со смертельным недугом попадет их мать, а затем обнаруживается рак у отца. Родители ложатся в одну больницу, и сестры, забыв обиды, начинают заранее проигранное сражение за их жизни...

на этом кадре вся семья радуется тому, что их впавшая в кому мать просто открыла глаза
Фильм вроде бы посвящен тяжелым жизненным коллизиям, но это не «поминальная молитва», а живое, местами печальное, подчас смешное и неизменно сердечное размышление режиссера на темы жизни и смерти, прощания и прощения

Режиссер Кинга Дембская относится к своим героям довольно снисходительно. Она рассказывает о семье, в которой не все ладится, и о людях, у которых есть свои недостатки, но при этом не судит их.
Необыкновенная нежность, с которой Дембская создает портреты своих персонажей, сочетается с точностью режиссуры и актерской работы. Невозможно писать о «Моих дочерях..», не упомянув об актерах, сыгравших в этом фильме.
Итак, начнем с Габриэли Мускалы — невротической, беспомощной, но тем не менее симпатичной своей беспомощностью женщины. Мускала как будто создана для этой роли: она одновременно раздражает, смешит и трогает сердце зрителя. Блестящую актерскую игру показывает вторая участница тандема — ее сестра по фильму Агата Кулеша. Кулеша не пытается понравиться зрителю, не красуется, не шаржирует свою роль, а шаг за шагом создает образ персонажа, полного сомнений, внутренне цельного, но не монолитного. Точность ее игры и высокое актерское мастерство впечатляют.
Особо стоит отметить Мариана Дзендзеля — он играет отца героинь фильма, страдающего раком мозга. Заботливый, необузданный, слабый — Дзендзель безошибочно показывает разные стороны личности своего героя. Но настоящая сила его актерской игры — в естественности, в той кинематографической правде, которой невозможно научиться. У Дзендзеля ею владеет в совершенстве. Ему не обязательно даже играть (хотя он умеет это делать). Ему достаточно перенести на экран свои эмоции и жизненный опыт.
В фильме есть сцена, где отец, проснувшись после наркоза, идет по темному больничному коридору. Камера показывает его со спины; зритель видит в разрез зеленого халата ягодицы актера. Дзендзель стеснялся играть эту сцену и на съемочной площадке выдумывал разные способы, как избежать демонстрации этой части тела. И совершенно напрасно. Сцена, в которой он бродит по больнице, получилась одной из самых сильных в фильме Дембской. В ней не звучит ни одного слова, и в то же время здесь так много сказано о старости, об одиночестве и болезни, которая делает человека беззащитным. И в шутку, и всерьез можно сказать, что в голом заде Мариана Дзендзеля больше кинематографической правды, чем во многих киноперсонажах первого плана.
Сила «Моих дочерей…» — в зрелости и глубоком самосознании режиссера. Дембская не обещает зрителю больше, чем она может дать. Ее фильм «без сахара», но и без излишнего драматизма.
По сути, это откровенно сентиментальное и отлично сыгранное кино
Фильм - Победитель 9-го фестиваля «Висла»
|
</> |