Мы их теряем...

В КЛАССИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ акцент делался на языки. В программе их было несколько - русский, греческий, латинский, немецкий и французский, больше половины учебных часов отводилось на их изучение.
Центральной идеей классического образования является ВОСПИТАНИЕ благонадежной и благонамеренной личности, поэтому главное место в классическом образовании занимает сам ПРОЦЕСС образования.
Целью же РЕАЛЬНОГО образования изначально ставилось распространение "технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний".
Специализация училища выбиралась "сообразно потребностям местности". (грубо говоря, в сельской местности готовили агрономов, в промышленной - будущих инженеров).
Неверно думать, что отличие реального образования от классического заключается в технической специализации - это не так.
Главное отличие реального образование от классического - акцент на ПРАКТИЧЕСКОЕ применение получаемых знаний. Т.е. в саму методику преподавания закладывалась цель - научиться ИСПОЛЬЗОВАТЬ полученные знания. А учебные дисциплины так и назывались: "практическая химия", "практическая механика".
==================
Попытки ОБЪЕДИНИТЬ реальное и классическое образование, сделав школу "общеобразовательной", предпринимались в России с 1864 года. Однако, объединения не получилось, т.к. элита не желала терять привилегии при поступлении в высшие учебные заведения.
С тех пор и по сегодняшний день в России так и повелось: классическое (гуманитарно-языковое) образование считается признаком принадлежности к элите.
==================
Какое образование лучше - классическое или реальное - я бы НЕ ставила вопрос так. Я бы говорила о том, какой тип образования БОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАН эпохой. Разные эпохи ставят перед образованием разные задачи - от этого, собственно, и зависит ответ на вопрос - как и чему учить.
Например, в эпоху Николая I государство ставило перед образовательной системой первоочередную задачу - ОХРАНЯТЬ государство от вольнодумства и система образования выполняла именно эту (охранительную) задачу в ущерб всем остальным, на которые заказа не поступало - таковы были реалии самодержавного крепостнического государства.
Столетие спустя перед Советской властью стояли совершенно другие задачи (связанные с необходимостью проводить индустриализацию) и поэтому в основу советской системы образования была положена программа именно реальных училищ. Вместе с этим поднялся на невиданную до той поры высоту престиж рабочих и инженерных профессий. В жизнь и сознание людей вошло не признаваемое до той поры понятие - "техническая элита".
Вместе с тем "языковое" и гуманитарное образование стали приходить в упадок.
(Формально, большевики попытались объединить классическое образование и реальное, но фактически этого объединения не произошло и я совсем не уверена, что такое объединение в принципе возможно в рамках ОДНОЙ учебной программы. Мечта о гармоничной личности, конечно, прекрасна, но в реальности таких людей мало-мало).
К середине 20 века по мере улучшения материальной и технической базы общества, по мере роста благосостояния граждан образование все более и более приобретает классические черты.
Формально список изучаемых предметов остается прежним, но акцент все больше сдвигается от ПРАКТИКИ к ТЕОРИИ. ПРОЦЕСС образования становится все более важным и ценным. Одновременно с этим падает престиж рабочих профессий, "пту-шники" становятся людьми "второго сорта". В общество возвращается сословность со всеми ее атрибутами, включая элитарные (классические, гуманитарные) ВУЗы и нелюбовь "гуманитариев" к "презренным ремеслам".
==================
Итак, сделаем первый важный вывод: ОБЛИК СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЭПОХА СО СВОИМ НАБОРОМ ТРЕБОВАНИЙ. Если нужно преодолевать техническую осталость - образованием "рулят" реалисты, если некий материальный и технический уровень достигнут и есть время помечтать о том, о сём - образование приобретает классические формы, знания становятся все более отвлеченными. Причем, что интересно, переход на "реальное" образование требует усилий, а возвращение (сползание) к "классике" происходит само собой - по инерции.
Неверно думать, что образование всегда занято просвещением - это миф классического образования, придуманный в оправдание того самого процесса, который якобы сам по себе есть ценность.
Наивно считать, что просвещение или "процесс" (образования) - сами по себе без целей и задач со стороны государства - способно оживлять общественную жизнь и мобилизовать граждан на какую-либо деятельность.
Никогда система образования не является локомотивом общественной жизни. ЛОКОМОТИВОМ БЫЛИ И ОСТАЮТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОМНОЖЕННЫЕ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. Есть заказ от них - будет образование, нет заказа - образование вам ни к чему и оно вам не поможет.
==================
С другой стороны у любой системы образования есть очень важное и НЕ очень полезное свойство - ее инертность - она практически ВСЕГДА отстает от требований реального времени. Классическое образование особенно этим грешит, ибо его в принципе не интересует - что там "на улице", настолько оно погружено в себя.
И чем дольше система образования стагнирует, тем это отставание (от реальных потребностей) существеннее и трагичнее (по своим последствиям).
Именно поэтому любая социальная революция неизменно влечет за собой тотальную перестройку в системе образования. Не потому что революционеры - тупые и кровожадные (как пытаются представить дело либеральные "мыслители"), а потому что любое изменение в базисе требует немедленных изменений в настройке - это закономерность, а не катастрофа. Повторюсь: система образования - не священная корова, она - служанка у общества, выполняющая социальный и государственный заказ. Когда она перестает выполнять свои функции, ее реформируют и расформировывают. И это правильно.
|
</> |