MEX 1.1


Самое притягательное (ну, как минимум, одно из), что есть в Мексике — пирамиды, конечно же.
Кто-то считает, что они покруче египетских, но сравнивать две великие и разные цивилиации вряд ли разумно, тем более что я не была в Египте, хотя уже столько слышала о колоритности Каира, что стоит посмотреть в ту сторону. Поскольку первые дни в Мексике я решила провести в Мехико, Теотиуакан, тот самый знаменитый древний город, входил в мои планы. Это место настолько известно, что даже странно, что я могу просто так взять и приехать туда, ведь он буквально в 50 километрах от Мехико. Обстоятельства сложились так, что я выбралась туда только в воскресенье, и это не лучший день для Теотиуакана — гораздо более людно, причем накануне знакомый знакомых, работающий гидом, сказал, что мог бы составить мне компанию в любой другой день, но не полезет в эту толпу. Окей, вариантов у меня всё равно было немного, а откладывать такое на конец трипа просто нельзя.
Если резюмировать, либо людей было не так уж много, либо Город Богов слишком велик, но впечатления у меня не смазались. Там чувствуешь нечто древнее, неизестное до сих пор, совсем другие боги, совсем другие вибрации, и... это довольно сложно для фотографий, вроде бы нет большого визуального разнообразия, но этот масштаб и незнакомая атмосфера, в которой так хочется разобраться, полностью захватывают сознание.
Наверное, это не самый интересный пост в визуальном плане, но монтонный ритм этих мест гипнотиирует, когда ты там.

Конечно, не без торговли. К самому древнему комплексу ведёт аллея с сувенирами из обсидиана, алебрихес всех форматов и прочим, что пользуется у туристов хоть какой-то популярностью, ну и дороги между пирамид вниманием торговцев не обделены. Всё бы хорошо, если бы не сивстульки, изображающие рёв ягуара, которые продающие их ребята демонстрируют в действии с крайне небольшими интервалами.

Из бытового: в Теотиуакан ездят автобусы с Северного терминала и с интервалами буквально в 15 минут, стоит это по-мексикански недорого, про пирамиды понимают независимо от владения испанским, так что добраться сюда просто.

Сейчас город по сути представляет собой чистое поле с некоторым количеством пирамид. Первым делом попадаешь в Цитадель — квадратную площадь, которую венчает храм Кетцалькоатля. О, думаю, это первый и единственый мексинанский бог, которого знает почти каждый.

Не могу сказать, что хорошо разбираюсь в культуре древней Мексики, и поначалу названия тоже были для меня трудночитаемыми и труднозапоминаемыми, а потом втягиваешься и начинаешь понимать этот ритм, и пытаешься представить, как оно звучало тогда... Забавно, что здесь почему-то можно встретить фигурки Хищника в разных интерпретациях, и мне начало казаться, что и у языка, на котором они говорили раньше, звучание было похоже на язык Хищников — что-то такое клацающее и переливающееся.

О, об этом месте можно даже ничего не знать, просто бродить, вглядываться в плоские горы, исчезающие в голубоватой дымке, и трогать те древние камни, до которых можно дотянуться.

Едиснвтенный декор, который здесь остался — массивные головы, надо полагать, они были закреплены повторно. Мне кажется, они роскошные. Когда есть чувство прекрасного, не нужно нимкаких правил, чтобы создать то, что останется прекрасным и в век дронов и генетических модификаций.

Оно всё, конечно, реставрировано, но... Обычно я спокойно отношусь к историческим местам, а тут просто хочется стоять и представлять, как оно было тогда. И, пожалуйста, потоки крови, стекающие по камню и впитывающиеся в песок.

История Теотиуакана восходит ещё к 3 веку до н.э., но окончательно город сформировался ко 2 веку нашей эры, когда в него начали стекаться люди из соседних локаций, пострадавших от извержений вулканов. Тогда он стал своего рода региональным центром, крупнейшим в Мезоамерике, с населением более 125 тысяч человек.

Даже по сохранившейся геометрии видно, что у города был чёткий план. От этого большого проспекта расходились прямые и узкие улицы с одноэтажными домами простых жителей. На карте археологическая зона вроде не кажется большой, но здесь, на воздухе, среди плоских гор, чувствуется масштаб.

Теотиуакан в эпоху своего расцвета имел сильное культурное влияние на соседние территории, сосуды, статуэтки и прочие предметы можно встретиь и на мексиканском севере, и в гватемальских горах. Что интересно, город был многоэтническим, в основном там жили науа (к ним же относятся ацтеки), отоми и тотонаки.

Стержнем всей местной культуры была религия, и поэтому весь общественный контроль осуществляли священнослужители. У них были довольно глубокие познания в астрономии, а сам город был важным объектом паломничества. Сюда ехали, чтобы поклониться религиозным святыням, заключить торговые сделки, найти работу.

Кактусы, хочется верить, приходятся праправнуками тем же кактусам, что росли на жертвенной крови.

В воображении мне сложно оживить руины, но вот здесь, среди чётко структурированного пространства, сразу чувствуешь, что здесь кипела очень бурная и очень осознанная жизнь, как будто её эхо всё ещё слышно, и старые камни впитали голоса и шум.

Вообще в Мексике есть ощущение силы, дремлющей под землёй.

Сейчас всё густо покрыто травой, как будто все эти могучие и сонные пирамиды хотят хоть немного зарыться в зелёное одеяло.

Пирамида Солнца.
Эти гиганты сразу заставляют меня вспомнить свои современные прообразы — бруталистские здания из Бегущего по лезвию. Их бы и рекламные голограммы с летающими машинами не смутили бы.

Вид на гигантскую стену снизу. Не знаю, что за выступы, едва ли для того, чтобы карабкаться наверх.

Надо сказать, пока я обходила пирамиду по периметру, меня укусила в ногу какая-то тварь, и, судя по отвратительной пульсирующей боли, это был термит. Боль отпустила только на следующий день, но внешне всё было ок, зато в моей копилке телесных ощущений поприбавилось.

Пока обходила пирамиду, решила взглянуть на сад и что-то типа музея, которые сначала проигнорировала. В Мексике выяснилось, что я люблю кактусы и могу бродить в таких рощах долго. Ещё одно место, где хочется поснимать красивых людей в Демобазе, но некого. :D

На фоне деревьев особенно заметно, насколько эти формы жизни прикольные. Я в таких местах чувствую себя частью одной большой планеты, это такое приятное, немного щекочущее внутри чувство.

А ещё то тут, то там встречаются гигантские суккуленты.

Довольно скалится за табличкой "NO TOCAR" (угадайте перевод).

На вершине этой огромной (почти 65 метров в высоту) пирамиды когда-то стоял храм, хотя наверняка его не было видно, когда стоишь у подножия. Это третья по высоте пирамида в мире, её построили около 150 года до н.э.

Эти циклопические формы очень притягивают. Длина каждой стороны — больше 200 метров (причем они различаются метров на 10), а общий объём 993 тысячи кубометров. Заходить в них нельзя, забираться наверх — тоже, поэтому они ещё целые. Я бы точно облазила всю, будь у меня такая возможность, и тысячи и тысячи туристов сделали бы то же самое.

Посмотрите на кадр ниже и поймёте, почему мне не хотелось доставать камеру. Это на ширик айфона, и вот здесь как раз ощущаешь масштаб.

Мне очень нравятся эти минималистичные полупустынные пейзажи, в них как будто-то даже есть что-то родное. Вообще во всей Мексике проскальзывает что-то такое, как будто я здесь не зря.

Заскорузлые стволы деревьев скручиваются в порталы.

Городом правила многоэтническая корпоративная элита, в основном занимавшаяся контролем импорта.

Когда сюда в 12 веке пришли ацтеки, они были настолько впечатлены, что решили, что пирамиды построены великанами. Правда, тогда строения предстали перед ними густо покрытыми растительностью.

Самая большая концентрация народа всегда на площадях перед пирамидами, ещё и потому, что исследовав территорию, начиная с Цитадели, начинаешь остро ощущать необходимость в привале, и все с удовльствием растягиваются в тени у менее крупных строений.

Забираться нельзя, но трогать можно. Видно, что стены неплохо укрепили, а вот на ступенях следов реставрации практически не видно.

Гигантскую аллею венчает Пирамида Луны. Она чуть меньше, около 42 метров в высоту, длина основания — около 150 метров. В 1980-х внутри пирамиды археологи нашли погребальную камеру с останками 12-и человеческих тел. 10 из них, видимо, враги, были обезглавлены и разбросаны по гробнице, а двое других посажены в центре, на них были нефритовые украшения и прочие символы знати. Абсолюьно у всех руки были связаны за спиной.

Помимо них, в камере были скелеты пяти волков, трех ягуаров и тринадцати орлов. Возможно, эти животные символиировали воинов. Ритуад бы совершен во время перестройки пирамиды, и учёные считают, что он символизировал растущее религионое и политическое влияние Теотиуакана.

Рядом находится дворец Кецальпапалотль, или Дворец Крылатой Улитки. Это дворец правителей города, раньше его стены украшали фрески с улитками, сейчас от них осталось примерно ничего.

С родителями в музее всегда так интересно. Съездим куда-нибудь в выходные, говорили они.

Название "Теотиуакан" городу дали ацтеки, С языка науатль это можно перевести как "место, где человек превращается в бога", "место, где делают богов / где обитают боги" или "обитель тех, кто знает дорогу к богам".

О, этот пейзаж с пирамидами и стелющимися вдаль горами я запомню надолго.

Как водится, по очереди просим других туристов сфоткать друг друга на телефоны.

И вот айфоновский ширик снова может лучше, чем камера.

Вид на обои.

Кустики забираются на бесплодный бок пирамиды, и, судя по цвету, сами не рады своему упорству.

Остатки стен и люди на ступенях дворца.

Немного общаюсь с местными (их разморило на солнце и кажется, они вполне сыты) и вливаюсь в толпу на выходе из археологической зоны, чтобы снова забраться в большой прохладный автобус.

То, что Теотиуакан — чудо света, правда. :)

|
</> |