«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760.jpg)
© quantum
Как вы помните, в середине апреля
состоялся долгожданный
пуск нового поезда 81-760 на Калининской линии. И вдруг
«Трансмашхолдинг» решил провести грандиозную экскурсию для прессы,
чтобы показать, как выглядит производство этих вагонов на
подмосковном «Метровагонмаше», что в Мытищах. Вообще, мне куда
проще заказывать съёмки на заводе самому — меньше суеты, никто в
кадр не лезет, не нужно ни от кого зависеть, и можно проходить цеха
как угодно, хоть змейкой.
Но тут и случай особый, и программу обещали интересную, да и, как
оказалось, времени на осмотр дали более чем достаточно — поэтому
материала у меня получилось [намеренный каламбур] вагон и
тележка.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_01_big.jpg)
1. Начнём от проходной. У входа в административное здание завода установлена архитектурная композиция, изображающая стремительно несущийся по тоннелю вагон типа И. Его прочили символом отечественного метровагоностроения и самого завода, а получился памятник несбывшимся надеждам. Такая вот ирония жизни.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_02_big.jpg)
2. 217-й цех, где идёт сборка новых вагонов метро, в данном случае софийского заказа. Никакого конвейера здесь нет и никогда не было — не читайте газетные глупости (единственный на заводе конвейер находится в столовой, по нему подносы с тарелками на мойку едут).
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_03_big.jpg)
3. С Болгарией Мытищи сотрудничают давно и успешно — сначала в 1990-м году для пусковой очереди Софийского метро были выпущены 48 номерных вагонов, а когда метрополитен начал активное расширение, потребовались дополнительные вагоны, и теперь это «Русичи». Два главных отличия от московских «Русичей» тех же годов выпуска — двигатели «Hitachi» вместо российских, необычная раскраска (перепробованы разные варианты), ну и мелочи по комплектации.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_04_big.jpg)
4. Текущая модификация многодверная с кондиционерами, в старом варианте кузова вагоны больше не делают.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_13_big.jpg)
13.
Пока идёт монтаж оборудования и отделки салона, вагон поднят на
специальных технологических тележках. Потом подкатывают его
«родные» колёсные тележки, и на наладку он поедет уже на них.
В Софии используется узкая колея (1435 мм), поэтому вагоны временно
ставят на стандартные русичевые тележки до погрузки на паром
Ильичёвск—Варна.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_20_big.jpg)
20.
Теперь переходим к виновникам торжества — вагонам 81-760 (головные)
и 81-761 (промежуточные). После провала неудавшейся революции в
виде «Яузы», завод решил предпринять очередную попытку сделать
новое поколение вагонов метро. Предполагается, что это будет
платформа, на базе которой можно сделать вагон любой комплектации —
от самой «бедной» до московского «полного фарша». Пока с грехом
напополам сделали «Москву», посмотрим что дальше выйдет.
Вагоны начали проектировать в 2005 году, когда даже о кондиционерах
ещё речи не было, с мыслями о максимальном удешевлении. Сейчас же
здесь отобрано всё лучшее от «Русичей», переделано под советский
двадцатиметровый стандарт (который родился на этом же заводе — об
этом в следующей части), и добавлено ещё кое-чего нового.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_21_big.jpg)
21. Кабина. Машинистам предоставлен новый эргономичный пульт с тачскринами. Также здесь установлен эвакуационный трап с нормальной лестницей (а не примитивный прорезиненый пандус как в «Яузе»). Работа трапа будет подробно показана ниже.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_22_big.jpg)
22.
Салон. Очередное подтверждение того, что на заводе есть тайный
отдел дизайна поручней. Никто о нём не знает, но он наверняка есть
— я в этом уверен.
А кроме шуток, пассажирам должно стать ещё чуточку комфортнее: в
антивандальных диванах теперь толстые мягкие подушки, ноги не будут
упираться в железные коробы, проход пошире стал.
Единственное, стоящим в площадке у дверей опять будет не за что
ухватиться — на этот раз никаких потолочных поручней с
ремешками-висюльками. Почему — не знаю. Но экспериментирует тайный
отдел с ними давно, может когда-нибудь доэкспериментируются до
чего-нибудь путного.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_23_big.jpg)
23. Снаружи вагон получился очень брутальным. Изначальная окраска, которой и отдал предпочтение новый начальник метро Иван Беседин, впечатление лишь усиливает.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_24_big.jpg)
24. Странноватая маска с фарами «от шахи» радости не добавляет. Со светодиодами было бы круче, но метрополитен почему-то от этой идеи отказался.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_25_big.jpg)
25. Переходим в соседний неф, где идёт активная сборка серого будущего Московского метро. На этот год заказ составляет 320 вагонов, на следующий — ещё 312.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_26_big.jpg)
26.
В одиночку «Метровагонмаш» столько осилить не может, поэтому
«помогать» подрядили другую площадку холдинга — знаменитый Тверской
Вагоностроительный Завод (ТВЗ), прославленный своими плацкартными и
купейными вагонами поездов дальнего следования.
В апреле там выпускались только кузова со стеклопакетами, теперь же
промежуточные вагоны ТВЗ делает целиком.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_27_big.jpg)
27.
Здесь хорошо видно необычные выступы по бокам торцевой двери —
кузов приспособлен для установки межвагонных переходов
(гармошек).
Москва всегда аргументировала нежелание их ставить противопожарными
нормами и, как бы грустно и цинично это ни звучало, терактами:
пусть лучше огонь или взрывная волна останется внутри одного
вагона, чем побежит через весь состав.
Но вот недавно Беседин выступил с идеей таки покупать поезда со
сквозным проходом в некотором будущем. Кто знает, может быть его
отговорят, а может и нет.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_36_big.jpg)
36. Понравился вид подготовленных к установке прислонно-сдвижных дверей. Кстати, в отличие от «Русичей», где двери финские, здесь — Германия.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_39_big.jpg)
39.
Кондиционеры французские,
на вагон идут две таких здоровенных штуки (плюс маленький блок в
кабину машиниста).
Здесь впервые применили лампы обеззараживания воздуха (все видели —
в больничных палатах такие висят), чем завод очень гордится. По
идее, это должно победить такое явление, как «простуда от
кондиционера», но на словах всё красиво, а в жизни эффективность
решения ещё надо смотреть.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_42_big.jpg)
42. А теперь мы перемещаемся в зону наладки, где нас ждёт полностью готовый состав, головной вагон которого специально для нас включат (правда, запитают не от высокого напряжения, а от собственных батарей).
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_44_big.jpg)
44. Через несколько минут заработает часть освещения, бегущие строки и табло, и набежит толпа алчных до всего работающего журналистов.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_46_big.jpg)
46.
Модное табло с ЖК-дисплеем, которому толковое применение пока не
придумали — сейчас дублируют графикой то же, что делает соседний
«прогресс-бар». В принципе, сюда можно давать хоть рекламу, хоть
абстрактные видеоролики — да что угодно.
Впрочем, логичнее было сделать всё наддверное табло одним большим
экраном, и на него толково выводить всю информацию по маршруту
следования поезда, пересадкам. Это я уже не говорю про тот же
английский язык. В общем, было бы дело, а не бесполезная хрень как
сейчас.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_48_big.jpg)
48.
В салоне 4 камеры — две в торцах, и ещё по одной в устройствах
экстренного вызова. По умолчанию машинисту выводится картинка с
наружных камер кабины, которые заменили собой прежние трамвоопасные
зеркала заднего вида, но по желанию он может посмотреть, что
происходит в любом вагоне состава, или даже — внутри задней кабины
(да, в кабинах тоже камеры).
Также всё это дело транслируется в Ситуационный центр, где
просматривается в сканирующем режиме, а при поступлении вызова из
поезда оператор сразу может увидеть обстановку в вагоне.
50. На видео процесс активации трапа двумя работниками завода, но и машинист, который по умолчанию в поезде один, легко разложит трап самостоятельно. Занимает это минуту, после чего вся тысяча пассажиров может строем покидать вагон.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_63_big.jpg)
63. Пройдёмся по остальным вагонам нашего состава. Наладку он уже прошёл, сейчас его готовят к отгрузке и передаче в метро.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_72_big.jpg)
72.
Тут я позволил себе то, что программой мероприятия предусмотрено не
было. А именно — зашёл в отгороженную зону, где на состав подают
«высокое», чтобы проверить его в работе — вдруг что не так
собрали.
Обычным журналистам и блогерам без строгого присмотра здесь быть не
стоит: 750 вольт, снег башка попадёт, ну вы поняли.
Необычным типа меня — можно.
Стоял там софийский «Русич», который в пуско-наладочном виде
оказался весьма интересным.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_75_big.jpg)
75. Здесь пассажиры могут с удивлением для себя узнать, сколько, оказывается, в вагоне всякого открывающегося и откидывающегося!
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_77_big.jpg)
77. Блок управления кондиционером. Штатно он переведён на выполнение команд из кабины, но может быть настроен и индивидуально для каждого вагона.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_78_big.jpg)
78. В промежуточном вагоне один из торцов может худо-бедно выполнять роль кабины — блок автоматов, вольтметры, манометры, кран машиниста, маневровый мини-пульт. Вагон может передвигаться полностью самостоятельно, но на деповских манёврах при перецепке всё же предпочитают буксировать промежуточные вагоны головными — так проще и привычнее.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_84_big.jpg)
84. Тем временем, в другом конце нефа собрались выкатывать на трансбордер готовые к отгрузке вагоны — посмотрим как это происходит.
86. Скорость процесса можно оценить по видео.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_89_big.jpg)
89. Трансбордер построили исходя из габаритов «Яуз» и рельсовых автобусов. Для более длинных «Русичей» пришлось делать колхозную модификацию — сваривать такую свисающую конструкцию, которая закрепляется на трансбордере каждый раз, как надо перетаскивать вагон на другой путь.
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_91.jpg)
91.
При этом есть ещё пути с противоположной стороны — чтобы передать
вагон туда, спецконструкция не нужна и снимается.
Сейчас мы видим там готовые вагоны 760, пришедшие из Твери кузова,
а также несколько русичевых кузовов-половинок — в таком виде, к
счастью, их можно катать на трансбордере совершенно свободно.
(по клику — 2000x700)
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_95_big.jpg)
95.
Номерной кузов, который поедет в Питер на Октябрьский
ЭлектроВагоноРемонтный Завод (ОЭВРЗ) — ещё одно предприятие
«Трансмашхолдинга», изначально чисто железнодорожное, а с 2008 года
— и метровагонное. Главная идея была отдать туда капремонт
московских и сборку новых номерных, чтобы разгрузить Мытищи.
А кроме того, ОЭВРЗ очень удачно пригодился под лакомый питерский
тендер на вагоны метро нового поколения как местный завод — там
построили свой вариант 760-х вагонов под индексом 81-780 / 81-781 и
назвали «Ладога». Ждём, чем закончится противостояние с конкурентом
от «Вагонмаша»...
![«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии](http://photo.metroblog.ru/lj/117_2012-07-24/mwm_760_96_big.jpg)
96. Ну и напоследок — небольшое развлечение для телеоператоров: катание сплотки промежуточных вагонов 760 маневровым тепловозом туда-сюда.
97. В этом видео прекрасно решительно всё.
Тут мы плавно
завершаем первую часть репортажа, и оставляем читателя в
томительном ожидании менее хардкорной второй части, в которой будет
показана сборка рельсовых автобусов для Сербии, а также любимые
многими исторические цеха завода, где делают номерные для
Минска.
Напоминаю предыдущие посты про завод:
21.06.2011 —