«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

топ 100 блогов q_rex25.07.2012
Наконец разгрёб материал с апрельской поездки на завод. Фотографий по итогу получилось овер 150 штук, поэтому будет две части. Сегодня — самое вкусное!

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

© quantum

Как вы помните, в середине апреля состоялся долгожданный пуск нового поезда 81-760 на Калининской линии. И вдруг «Трансмашхолдинг» решил провести грандиозную экскурсию для прессы, чтобы показать, как выглядит производство этих вагонов на подмосковном «Метровагонмаше», что в Мытищах. Вообще, мне куда проще заказывать съёмки на заводе самому — меньше суеты, никто в кадр не лезет, не нужно ни от кого зависеть, и можно проходить цеха как угодно, хоть змейкой.

Но тут и случай особый, и программу обещали интересную, да и, как оказалось, времени на осмотр дали более чем достаточно — поэтому материала у меня получилось [намеренный каламбур] вагон и тележка.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

1. Начнём от проходной. У входа в административное здание завода установлена архитектурная композиция, изображающая стремительно несущийся по тоннелю вагон типа И. Его прочили символом отечественного метровагоностроения и самого завода, а получился памятник несбывшимся надеждам. Такая вот ирония жизни.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

2. 217-й цех, где идёт сборка новых вагонов метро, в данном случае софийского заказа. Никакого конвейера здесь нет и никогда не было — не читайте газетные глупости (единственный на заводе конвейер находится в столовой, по нему подносы с тарелками на мойку едут).

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

3. С Болгарией Мытищи сотрудничают давно и успешно — сначала в 1990-м году для пусковой очереди Софийского метро были выпущены 48 номерных вагонов, а когда метрополитен начал активное расширение, потребовались дополнительные вагоны, и теперь это «Русичи». Два главных отличия от московских «Русичей» тех же годов выпуска — двигатели «Hitachi» вместо российских, необычная раскраска (перепробованы разные варианты), ну и мелочи по комплектации.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

4. Текущая модификация многодверная с кондиционерами, в старом варианте кузова вагоны больше не делают.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

5. С такой раскраской головные вагоны получились весьма умильными.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

6. Прелесть же.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

7. Только посмотрите в эти глаза!

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

8. Кабина (кресло ещё не установили).

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

9. Салон.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

10. Для Софии поручни красят, Москва же заказывает только хром — традиция.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

11. Благодаря внедрению «бережливого производства», всё выглядит очень культурно и аккуратно.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

12

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

13. Пока идёт монтаж оборудования и отделки салона, вагон поднят на специальных технологических тележках. Потом подкатывают его «родные» колёсные тележки, и на наладку он поедет уже на них.

В Софии используется узкая колея (1435 мм), поэтому вагоны временно ставят на стандартные русичевые тележки до погрузки на паром Ильичёвск—Варна.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

14. «Второй этаж» производства, где идёт монтаж салона, электрики.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

15. Здесь скоро начнут собирать салон.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

16

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

17

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

18. Лобовое стекло приготовлено к поклейке.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

19

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

20. Теперь переходим к виновникам торжества — вагонам 81-760 (головные) и 81-761 (промежуточные). После провала неудавшейся революции в виде «Яузы», завод решил предпринять очередную попытку сделать новое поколение вагонов метро. Предполагается, что это будет платформа, на базе которой можно сделать вагон любой комплектации — от самой «бедной» до московского «полного фарша». Пока с грехом напополам сделали «Москву», посмотрим что дальше выйдет.

Вагоны начали проектировать в 2005 году, когда даже о кондиционерах ещё речи не было, с мыслями о максимальном удешевлении. Сейчас же здесь отобрано всё лучшее от «Русичей», переделано под советский двадцатиметровый стандарт (который родился на этом же заводе — об этом в следующей части), и добавлено ещё кое-чего нового.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

21. Кабина. Машинистам предоставлен новый эргономичный пульт с тачскринами. Также здесь установлен эвакуационный трап с нормальной лестницей (а не примитивный прорезиненый пандус как в «Яузе»). Работа трапа будет подробно показана ниже.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

22. Салон. Очередное подтверждение того, что на заводе есть тайный отдел дизайна поручней. Никто о нём не знает, но он наверняка есть — я в этом уверен.

А кроме шуток, пассажирам должно стать ещё чуточку комфортнее: в антивандальных диванах теперь толстые мягкие подушки, ноги не будут упираться в железные коробы, проход пошире стал.

Единственное, стоящим в площадке у дверей опять будет не за что ухватиться — на этот раз никаких потолочных поручней с ремешками-висюльками. Почему — не знаю. Но экспериментирует тайный отдел с ними давно, может когда-нибудь доэкспериментируются до чего-нибудь путного.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

23. Снаружи вагон получился очень брутальным. Изначальная окраска, которой и отдал предпочтение новый начальник метро Иван Беседин, впечатление лишь усиливает.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

24. Странноватая маска с фарами «от шахи» радости не добавляет. Со светодиодами было бы круче, но метрополитен почему-то от этой идеи отказался.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

25. Переходим в соседний неф, где идёт активная сборка серого будущего Московского метро. На этот год заказ составляет 320 вагонов, на следующий — ещё 312.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

26. В одиночку «Метровагонмаш» столько осилить не может, поэтому «помогать» подрядили другую площадку холдинга — знаменитый Тверской Вагоностроительный Завод (ТВЗ), прославленный своими плацкартными и купейными вагонами поездов дальнего следования.

В апреле там выпускались только кузова со стеклопакетами, теперь же промежуточные вагоны ТВЗ делает целиком.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

27. Здесь хорошо видно необычные выступы по бокам торцевой двери — кузов приспособлен для установки межвагонных переходов (гармошек).

Москва всегда аргументировала нежелание их ставить противопожарными нормами и, как бы грустно и цинично это ни звучало, терактами: пусть лучше огонь или взрывная волна останется внутри одного вагона, чем побежит через весь состав.

Но вот недавно Беседин выступил с идеей таки покупать поезда со сквозным проходом в некотором будущем. Кто знает, может быть его отговорят, а может и нет.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

28

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

29

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

30

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

31

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

32

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

33

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

34

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

35

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

36. Понравился вид подготовленных к установке прислонно-сдвижных дверей. Кстати, в отличие от «Русичей», где двери финские, здесь — Германия.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

37

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

38

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

39. Кондиционеры французские, на вагон идут две таких здоровенных штуки (плюс маленький блок в кабину машиниста).

Здесь впервые применили лампы обеззараживания воздуха (все видели — в больничных палатах такие висят), чем завод очень гордится. По идее, это должно победить такое явление, как «простуда от кондиционера», но на словах всё красиво, а в жизни эффективность решения ещё надо смотреть.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

40

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

41. Панели отделки кабины и салона с изнаночной стороны.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

42. А теперь мы перемещаемся в зону наладки, где нас ждёт полностью готовый состав, головной вагон которого специально для нас включат (правда, запитают не от высокого напряжения, а от собственных батарей).

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

43

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

44. Через несколько минут заработает часть освещения, бегущие строки и табло, и набежит толпа алчных до всего работающего журналистов.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

45. Симулятор машиниста метро :)

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

46. Модное табло с ЖК-дисплеем, которому толковое применение пока не придумали — сейчас дублируют графикой то же, что делает соседний «прогресс-бар». В принципе, сюда можно давать хоть рекламу, хоть абстрактные видеоролики — да что угодно.

Впрочем, логичнее было сделать всё наддверное табло одним большим экраном, и на него толково выводить всю информацию по маршруту следования поезда, пересадкам. Это я уже не говорю про тот же английский язык. В общем, было бы дело, а не бесполезная хрень как сейчас.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

47. В торце салона предумотрено место для коляски, и рядом — забавное одноместное сидение.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

48. В салоне 4 камеры — две в торцах, и ещё по одной в устройствах экстренного вызова. По умолчанию машинисту выводится картинка с наружных камер кабины, которые заменили собой прежние трамвоопасные зеркала заднего вида, но по желанию он может посмотреть, что происходит в любом вагоне состава, или даже — внутри задней кабины (да, в кабинах тоже камеры).

Также всё это дело транслируется в Ситуационный центр, где просматривается в сканирующем режиме, а при поступлении вызова из поезда оператор сразу может увидеть обстановку в вагоне.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

49. Теперь — эвакуационный трап. В боеготовном разложенном состоянии он выглядит так.

50. На видео процесс активации трапа двумя работниками завода, но и машинист, который по умолчанию в поезде один, легко разложит трап самостоятельно. Занимает это минуту, после чего вся тысяча пассажиров может строем покидать вагон.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

51. По одному из вагона выбегай!

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

52

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

53. Не упустил удовольствия сделать широкоугольный кадр из канавы.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

54. По случаю посмотрим на подвагонную часть нового супер-метропоезда.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

55

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

56

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

57. Тележки «Русичей» и токоприёмники в коробках.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

58. Они так и поедут в коробках — до прибытия в метро они не понадобятся, а штука хрупкая.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

59

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

60

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

61. Неожиданно попалась русичевая маска.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

62. Надоели суровые вагоны и хочется больше мимими? Вот пожалуйте — заводское котэ!

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

63. Пройдёмся по остальным вагонам нашего состава. Наладку он уже прошёл, сейчас его готовят к отгрузке и передаче в метро.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

64

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

65

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

66

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

67

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

68

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

69

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

70

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

71

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

72. Тут я позволил себе то, что программой мероприятия предусмотрено не было. А именно — зашёл в отгороженную зону, где на состав подают «высокое», чтобы проверить его в работе — вдруг что не так собрали.

Обычным журналистам и блогерам без строгого присмотра здесь быть не стоит: 750 вольт, снег башка попадёт, ну вы поняли. Необычным типа меня — можно.

Стоял там софийский «Русич», который в пуско-наладочном виде оказался весьма интересным.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

73. Открыты все отсеки с оборудованием.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

74

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

75. Здесь пассажиры могут с удивлением для себя узнать, сколько, оказывается, в вагоне всякого открывающегося и откидывающегося!

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

76

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

77. Блок управления кондиционером. Штатно он переведён на выполнение команд из кабины, но может быть настроен и индивидуально для каждого вагона.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

78. В промежуточном вагоне один из торцов может худо-бедно выполнять роль кабины — блок автоматов, вольтметры, манометры, кран машиниста, маневровый мини-пульт. Вагон может передвигаться полностью самостоятельно, но на деповских манёврах при перецепке всё же предпочитают буксировать промежуточные вагоны головными — так проще и привычнее.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

79. Кабина.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

80. За машинистом.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

81. Симулятор машиниста — болгарская версия.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

82. Учимся говорить на български.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

83

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

84. Тем временем, в другом конце нефа собрались выкатывать на трансбордер готовые к отгрузке вагоны — посмотрим как это происходит.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

85. К вагону цепляют трос и потихоньку лебёдочкой затягивают на трансбордер.

86. Скорость процесса можно оценить по видео.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

87

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

88

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

89. Трансбордер построили исходя из габаритов «Яуз» и рельсовых автобусов. Для более длинных «Русичей» пришлось делать колхозную модификацию — сваривать такую свисающую конструкцию, которая закрепляется на трансбордере каждый раз, как надо перетаскивать вагон на другой путь.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

90

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

91. При этом есть ещё пути с противоположной стороны — чтобы передать вагон туда, спецконструкция не нужна и снимается.

Сейчас мы видим там готовые вагоны 760, пришедшие из Твери кузова, а также несколько русичевых кузовов-половинок — в таком виде, к счастью, их можно катать на трансбордере совершенно свободно.
(по клику — 2000x700)

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

92

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

93. Тут же готовый софийский промежуток.

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

94

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

95. Номерной кузов, который поедет в Питер на Октябрьский ЭлектроВагоноРемонтный Завод (ОЭВРЗ) — ещё одно предприятие «Трансмашхолдинга», изначально чисто железнодорожное, а с 2008 года — и метровагонное. Главная идея была отдать туда капремонт московских и сборку новых номерных, чтобы разгрузить Мытищи.

А кроме того, ОЭВРЗ очень удачно пригодился под лакомый питерский тендер на вагоны метро нового поколения как местный завод — там построили свой вариант 760-х вагонов под индексом 81-780 / 81-781 и назвали «Ладога». Ждём, чем закончится противостояние с конкурентом от «Вагонмаша»...

«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии

96. Ну и напоследок — небольшое развлечение для телеоператоров: катание сплотки промежуточных вагонов 760 маневровым тепловозом туда-сюда.

97. В этом видео прекрасно решительно всё.

Тут мы плавно завершаем первую часть репортажа, и оставляем читателя в томительном ожидании менее хардкорной второй части, в которой будет показана сборка рельсовых автобусов для Сербии, а также любимые многими исторические цеха завода, где делают номерные для Минска.

Напоминаю предыдущие посты про завод:
21.06.2011 —

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
КАК ОНИ ДОСТАЛИ со своими "идеями".. Ас-та-на-ви-те их!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! В Госдуму внесли законопроект о длинных выходных с 1 по 9 мая за счет сокращения новогодних праздников. Об этом заявил вице-спикер нижней палаты парламента Владислав Даванков, передает ТАСС. Зимой устаешь ...
Нынешней россиянской власти прямо таки не терпится избавить "дорогих" россиян от такого "преступления" советской власти, как пенсионное обеспечение населения. Так гауляйтер Калужской области Анатолий Артамонов, обсуждая текущее экономическое положение, отметил , что пенсионерам следовало ...
Свежие статистические данные заставляют переоценивать прежние ценности. Так ли опасен новомодный #коронавирус , как его представляют медики и фармацевты? Ответ – в одной картинке . Смотрим… Справа – популярный график, гулявший по соцсетям ещё пару недель назад. Слева – он ...
1. Где в Москве можно купить детские вешалки для брюк с двумя прищепками по краям? У нас есть пара отличных из Mothercare, но там они даются только в дополнение к купленной одежде.Может какие-нибудь заграничные интернет-магазины? Можно и без доставки в ...
Россия на сломе эпох. Начало ХХ века в цвете. 23 фотографии.  ( Colorized by planetzero.  Вячеслав Перегудов ) 1. Фотография семьи. Конец 19 века. Фотограф А.О. Карелин 2. Рождественский обед. Ярославль. 1900-е 3. Пирогов, Стасов, Горький, ...