Метрополитены стран бывшего СССР - развитие в XXI в.

топ 100 блогов acer12005.01.2024 Услышал недавно тезис, что "в бывшем Союзе метро нормально строят только в двух городах - Москве и Ташкенте" и решил посмотреть, насколько он соответствует реальности.

Развитие метро можно смотреть в двух разрезах - по числу станций и по длине сети. Мы посмотрим и то, и другое. +- показатель будет схожий.

Еще два важных момента:

1. Отсечку я брал 2000/2001 гг. отсекая еще советские заделы, которые строили с 1980-х. В самом деле, метро Екатеринбурга, Днепра или Юнусабадская линия в Ташкенте открылись уже в независимых республиках, но заслуг самих этих республик особо нет. А где-то с начала XXI века новые участки сети и станции были уже достижением незалежных метростроевцев.

2. Для интереса добавил еще 2 советских системы Метротрама - в Кривом Роге и Волгограде. Это, разумеется, не метро. Но скоростной внеуличный транспорт с подземными участками.

При этом в КР все 11 станций - это именно станции, пусть в основном и наземные. А в Волгограде в наличии 6 подземных станций, а остальные 16 - это просто де-факто трамвайные остановки на реконструированной в 2023 году линии.

Для начала, длина сети:

Метрополитены стран бывшего СССР - развитие в XXI в.

Абсолютный лидер и по длине линий и по развитию в XXI веке - самоочевидная Москва. А вот дальше, действительно, идет Ташкент, опережая (правда ненамного) Питер.

Причина такой прыти узбекистанской столицы - новая, 4-я ветка метро. Называется "Линия 30-летия независимости Узбекистана" (в девичестве просто "Кольцевая") и, в отличие от "тяжелого" подземного метро постсоветских стран это эстакадная/наземная линия по городским окраинам в азиато-африканском стиле.

Метрополитены стран бывшего СССР - развитие в XXI в.

У нас такое тоже есть (Филевская, Бутовская ветки в Москве), но тут относительный масштаб больше. На сейчас из 48 станций Ташкентского метро только 31 подземная, а еще 14 надземных и 3 наземных.

Всего же в XXI веке узбекистанцы построили 19 новых станций:

Метрополитены стран бывшего СССР - развитие в XXI в.

По темпам метростроя видно разделение на "авторитарную 5ку" и "демократическое трио" государств.

Питер ожидаемо 2й с отрывом город по развитию метро в бССР, но это за счет советского наследия. По современным же темпам тут ситуация формально хуже даже Киева. Но, справедливости ради с 2010 в Питере открыли 8 станций и порядка 14 км перегонов (и это не ташкентские эстакады). В то же время в Киеве последний масштабный пусковой участок из 6 станций на 8 км перегонов открывали в 2010-2013 годах в 4 присеста. И в 2023 году из-за подтопления весь этот участок и все 6 станций закрыты на годы, а может и десятилетия простоя. Держа это в уме Киев слетает в свою дружную "европейскую команду".


Самую высокую долю (точнее просто 100%) сети и числа станций из XXI века имеют 2 полностью новых постсоветских метрополитена - Казани и Алматы.

Метрополитены стран бывшего СССР - развитие в XXI в.

При этом, как видно, метрополитен сравнительно небольшого Минска развивается темпами Москвы и Ташкента и обогнал главного советского баловня -Харьков.

При этом по совокупной длине сети и числу станций первая столица УССР все еще в разы опережает провинциальные метрополитены России.

Метрополитены стран бывшего СССР - развитие в XXI в.

---
Отдельно стоит отметить Волгоград и его метротрам. Советское наследие этой системы - 3 подземных станций. А еще 3 новых построили в России к 2011 году. Таким образом, реально сложная подземная часть выросла вдвое.

Метрополитены стран бывшего СССР - развитие в XXI в.

В Кровом Роге за это время открыли 1 наземную станцию на существующей линии, а еще 1 остается замороженным недостроем вот уже более 30 лет.

---
Еще отдельно подчеркну, что в учёт не шли линии МЦД/МЦК в Москве и его аналог в Минске. По сути это линии ничем не хуже новой ташкентской, а по пропускной способности и повыше. Но пути там еще формально даже не советские, а вообще имперские, так что исключил их из таблицы.

Какие перспективы у метрополитенов стран бывшего Союза?

В Днепре когда-нибудь все-таки должны домучать участок из 3 станций в центре и тогда из совсем убого обрезка эта система выйдет хотя бы на уровень Екатеринбурга. Впрочем, не факт, что это произойдет в независимой Украине...

Москва и дальше будет улетать в космос, тут понятно. Русская провинция потихоньку ковыряет по 1-2 станции и это ожидаемый улов к 2030 году. В Казани строят аж целую 2-ю ветку, так что тут может быть более существенный прогресс.

По новым системам были объявлены планы строительства метро в Душанбе китайцами. Товарищи из КНР своё дело знают лучше всех в мире и можно ожидать реализацию в среднесроке.

Еще есть скандальный зависший эстакадный недострой в Астане. Денег и сил вбухано уже много и, думаю, казахам надо хотя бы частично это использовать. Ну не сносить же километры бетонных эстакад...

Долгострои в Челябинске и Красноярске вроде бы решено достраивать не как классическое метро, а как аналоги волгоградского Метротрама, с почти достроенными подземными участками в центре и развитием на земле за его пределами. надеюсь, к 2030 году обе системы в каком-то виде запустят в эксплуатацию.

А самым печальным остается ожидаемо великий Омский метрополитен из 1 станции. Город-мем держит марку.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как известно, права человека -- это то, что присуще ЛЮБОМУ человеку изначально, просто по факту того, что он родился человеком. То есть эти права не надо зарабатывать, за них не надо биться -- они у вас есть изначально, с самого рождения. Вот лежите вы в роддоме в пеленках, а уже имеете пр ...
Традиционно Pantone объявляет цвет следующего года. В 2020 году это будет classic blue. Предлагаю развлекательный пост с членами БКС и примкнувшими в одежде такого цвета) Фото: Сам цвет: Я старалась взять именно оттенки этого цвета, оказалось, что это непросто. Евгению я так и ...
«Тупой и еще тупее» - это больше не Ллойд и Гарри из фильма. Это теперь это чат gpt и я (я - тупее). ...
Добавлю и свой отзыв к продавцам из Китая. Хотя, больше это история о том как не стать спонсором мошенников. Истории уже три месяца и  все страсти улеглись, но не забылись.  Хотели ли вы туфли christian louboutin со скидкой в 90 процентов так, как хотела ...
Почему дети СССР были другими? Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, начало 90-х, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дойти до сегодняшнего дня. В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Наши кроватки были раскрашены яркими ...