рейтинг блогов

Метро, которого нет: станция "Театральная"

топ 100 блогов tov_tob30.07.2012 Метро, которого нет: станция

Если бы у меня спросили, какая из станций Киевского метро наиболее сильно пропитана идеологической составляющей советской эпохи, я бы не задумываясь назвал "Театральную". И в хорошем, и в плохом смысле. В плохом - из-за потерянного ради идеологии изначального проекта, в хорошем - за тот вестибюль, который получила станция.

"Театральная" - станция с необычной историей. Изначальные проекты были гораздо ближе к театрам, нежели прежнее название станции "Ленинская", однако по иронии судьбы станция получила оформление целиком и полностью связанное с вождем Октябрьской революции, но при этом носит название "Театральная". Необычна также история строительства станции - "Театральная" была встроена в действующую линию между "Крещатиком" и "Университетом", и строилась специально ради обеспечения пересадки на Сырецко-Печерскую линию.

Вначале традиционная краткая характеристика станции.

Станция "Театральная" была открыта 6 ноября 1987 г. Варианты проектных названий - "Ул. Ленина", "Театральная". Название на момент открытия станции - "Ленинская". Современное название станция получила в 1993 г. от расположенных поблизости Национальной оперы Украины и Русского драматического театра им. Леси Украинки. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Как уже было сказано выше, "Театральная" является частью пересадочного узла между Святошинско-Броварской и Сырецко-Печерской линиями.

Архитекторы: Н. Алёшкин, А. Крушинский, Т. Целиковская.
Художник-скульптор: А. Кущ.

Пассажиропоток на вход - 17,8 тыс. пассажиров в сутки. Сколько десятков тысяч перемещается через пересадку - можно только догадываться. Вообще, в часы пик пересесть с "Театральной" на "Золотые ворота" достаточно проблематично и существующий пересадочный узел уже давно нуждается в расширении. Первые разговоры о строительстве второго перехода на "Золотые ворота" начались еще в 2007 г., но на текущий момент по-прежнему нет даже проекта будущего перехода, поэтому говорить о сроках его строительства, как и сроках появления второго выхода, для которого был оставлен задел в торце станции, пока преждевременно.

В 70-е годы, когда проектировалась Сырецко-Печерская линия, остро встал вопрос организации пересадочных узлов с уже существующими линиями. И, если возможность пересадки с Куреневско-Красноармейской линии была изначально заложена на станции "Площадь Льва Толстого", то со Святошинско-Броварской все было не так однозначно. В 1940-е годы при планировании сети метрополитена предполагалось, что третья линия метро будет пересекать первую в районе станции "Университет" с пересадкой на станции "Ул. Коминтерна", но при непосредственной разработке проекта трассировка Сырецко-Печерской линии была скорректирована и станция "Университет" оказалась на значительном отдалении от основной трассы, что потребовало бы строительства слишком большой и неудобной загогулины на линии. Кроме того, широкие пилоны "Университета" и его короткий центральный зал явно не располагали к перемещениям большого количества людей. Вариант завести линию через "Крещатик" также не выдерживал никакой критики, т.к. последняя и без того была перегружена. В результате был выбран третий вариант: построить между "Крещатиком" и "Университетом" новую станцию и уже на ней организовать пересадочный узел. Кроме решения проблемы пересадки, новая станция также заполняла давний пробел в виде исключенной из проекта первой очереди станции рядом с Оперой.

В отличие от московской "Тверской", которую встроили прямо в действующий перегон, причем без перекрытия движения (см. картинку у Метро, которого нет: станция to_the_future), схема строительства "Театральной" выглядела иначе. Давайте посмотрим, о чем идет речь по схемам ниже (чертежников и метрофанатов прошу заранее извинить за углы вместо кривых :) ).

Метро, которого нет: станция

1. Вначале было слово был самый обычный перегон между "Крещатиком" и "Университетом", открытый в 1960 г. Жил он себе спокойно своей жизнью, пока не решили строить "Театральную".

2. Южнее действующего перегона была построена станция и тоннели, к ней примыкающие.

3. На завершающем этапе строительства (в 1987 г.) была выполнена врезка новых тоннелей в старую трассу. С 1 апреля по 1 октября движение по перегону было закрыто и линия оказалась разорванной на две части. Поезда ходили от "Лесной" до "Крещатика" и от "Святошина" до "Вокзальной". Также от "Вокзальной" до "Университета" по 2-му пути ходил челнок. Чтобы компенсировать разрыв в движении поездов метро, на этот период было открыто 4 новых автобусных и 3 троллейбусным маршрута; на 5-ти автобусных и 2-х трамвайных было увеличено количество подвижного состава; 4 троллейбусных маршрута временно изменили свою трассу. Спустя месяц после завершения врезки открылась "Театральная".

4. Наконец, спустя два года была открыта Сырецко-Печерская линия с пересадкой на "Золотые ворота". Ее строительство, конечно, было более растянуто во времени и целый ряд выработок появился одновременно со строительством "Театральной", но нам сейчас для схемы это не сильно важно. Старые тоннели перегона "Крещатик"-"Университет" в местах врезки забутованы и действующий тоннель внешне ничем не отличается от любого другого тоннеля в метро. Основная же часть старых тоннелей между врезками существует в прежнем виде, хотя оборудование и рельсошпальная решетка были частично демонтированы. Сейчас старые тоннели используются как часть вентиляционной системы действующих тоннелей. При строительстве "Золотых ворот" их, кстати, пришлось слегка "подрезать" снизу сводом центрального зала станции.

1. Как могла бы выглядеть станция? Вариант оформления станции "Ленинская", предложенный НИИ Граждансельстрой:
Метро, которого нет: станция

2. Варианты Киевметропроекта. Этот и следующий эскиз были наиболее близки к реализации и по их образу и подобию построена нынешняя станция. Изначальный замысел, заложенный в этих эскизах, заключался в аллюзии на классическую музыку, которую любил В.И. Ленин, поэтому в пилонах предполагались вставки композиций из труб, символизирующих орган. Однако, местному руководству партии показалось, что для станции с названием "Ленинская" такого формата прославления вождя революции недостаточно и сверху было спущено указание "доработать" проект. В результате вместо проекта с органными композициями, получилась чересчур монументальная станция с бюстом В.И. Ленина и его цитатами на пилонах.
Метро, которого нет: станция

3. Еще один вариант нереализованного оформления станции:
Метро, которого нет: станция

4. Разработка породы в одном из станционных забоев:
Метро, которого нет: станция

5. Осмотр станции архитекторами, руководством города и метростроя. На заднем плане можно разглядеть один из будущих проходов из центрального зала станции в боковой (за фото спасибо Метро, которого нет: станция 81412):
Метро, которого нет: станция

6. Одна из бригад, выполнявших врезку тоннелей в старый участок. В процессе врезки выяснилось, что за 30 лет бетон стал настолько крепким, что рассматривался вариант проведения буро-взрывных работ, но впоследствии обошлись без него.
Метро, которого нет: станция

7. Судя по всему макет одной из вставок внутри пилона:
Метро, которого нет: станция

8. Вестибюль станции. Подготовка к монтажу эскалаторов:
Метро, которого нет: станция

9. Вид на вестибюль с противоположной стороны. Монтаж эскалаторов в самом разгаре. Нижний ярус - будущее машинное отделение, верхний - эскалаторный зал, через который проходят пассажиры. В нижнем левом углу можно увидеть частично смонтированные машины.
Метро, которого нет: станция

10. Армирование купола эскалаторного зала:
Метро, которого нет: станция

11. Открытие станции 6 ноября 1987 г.:
Метро, которого нет: станция

12. Станция в первые годы работы. На балкончиках перехода свет не горит - "Золотые ворота" еще не открыты.
Метро, которого нет: станция

13. Станция в наше время. Пилоны станции облицованы красно-коричневым гранитом Лезниковского месторождения в Житомирской обл. (то же месторождение, откуда в 1929 г. был взят гранит для Мавзолея). Подсветка во всех трех залах станции закарнизная.
Метро, которого нет: станция

14. В нишах пилонов установлены бронзовые вставки в форме знамен с цитатами из работ В.И. Ленина:
Метро, которого нет: станция

15. Я не рассматривал все пилоны, но как минимум многие (если не все) "знамена" имеют свою форму.
Метро, которого нет: станция

16. В торце центрального зала станции установлен большой бронзовый бюст В.И. Ленина. В отличие от своих собратьев на "Университете" и "Берестейской", в 90-е годы он не попал под нож. Вероятнее всего потому, что здесь его не так просто демонтировать. В конце 2009 и в начале 2010 г. вандалы пытались дважды повредить бюст: сначала покорежить кувалдой, потом выжечь на лбу звезду. В обоих случаях Ильич оказался живее всех живых, т.к. бронза подобным посягательствам поддается плохо.
Метро, которого нет: станция

17. На полу станции можно заметить едва различимый рисунок - между пилонами гранит имеет несколько иной оттенок, образуя широкие поперечные полосы.
Метро, которого нет: станция

18.
Метро, которого нет: станция

19. Поднимемся в вестибюль. Тот редкий случай, когда вместо простых перекрытий и стен было сделано нечто большее. Эскалаторный зал станции целиком является композицией "Спираль времени". Построенная из горельефов и барельефов, расположенных на стенах зала и олицетворяющих собой исторические события, спираль уходит на свод, закручиваюсь вокруг большой люстры.
Метро, которого нет: станция

20.
Метро, которого нет: станция

21. Начало спирали:
Метро, которого нет: станция

22. Композиция наполнена соцреалистичными мотивами, которыми когда-то была богата советская архитектура:
Метро, которого нет: станция

23.
Метро, которого нет: станция

24. Сейчас, конечно, такие лозунги как "Через трактор к социализму" вызывают улыбку.
Метро, которого нет: станция

25. Между тем детали композиции проработаны очень хорошо, их гораздо интересней разглядывать, чем сухие цитаты внизу на пилонах станции.
Метро, которого нет: станция

26. Нижняя часть спирали завершается словами "Миру мир!" и подчеркнута голубями, улетающими в небо дальше по спирали:
Метро, которого нет: станция

27.
Метро, которого нет: станция

28.
Метро, которого нет: станция

29. Как по мне, птицы прекрасны. Поднимаясь на эскалаторе на них гораздо приятней смотреть, чем на банальный побеленный потолок.
Метро, которого нет: станция

30.
Метро, которого нет: станция

Следующая остановка на станциях "Житомирская" и "Академгородок".

См. также:
Станции "Крещатик" и "Арсенальная"
Станции "Университет" и "Вокзальная"
Все публикации серии "Метро, которого нет"

P.S. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ура-ура! Коллекция книжек в моём исполнении пополнилась ещё одной географией - в этот раз про Китай. Только что привезли первую отпечатанную партию свежего тома под названием "Под небом Поднебесной" - "Том-1. В горах Китая". Да-да, материала про Китай накопилось так много, что (как ...
affinity4you :: ...
Вчера в универмаге две тёти исследовали мужской пуловер. Разве что не под микроскопом. Одна вздохнула, сказала: - Качество отличное, цвета какие - глаз радуют, но дороговато. Вторая взглянула победно и гордо произнесла: - А я возьму! Я всегда мужа одеваю как конфетку! ...
Допустим в европе реализовалась мечта Латыниной и либерального среднего класса: все социальные гарантии (ограничения на увольнение, пособия, бесплатное образование, 8 часовой раб день, пенсионый воздаст там подняли) отменили. Никаких ...
У меня дома есть аквариум. В нем - 100 литров воды, в которой бултыхаются примерно 30 мелких рыбёх, креветки и улитки. Но лучше всего в этом аквариуме живется траве, которая размножается быстрее, чем кролики. А вот рыбы не размножаются, у них другой прикол. Рыбы у меня дохнут. А если ...