Метание камней в стеклянном доме

топ 100 блогов otshelnik-1 — 22.04.2024 У нас, оказывается, разгорелся небольшой скандальчик в связи с каким-то «центром» имени И. Ильина, возглавляемым А. Дугиным. Скандал не с самим «центром», а с его наименованием. Я узнал об этом из ролика С.Кургиняна. Признаться, понять из ролика подробности самого скандала довольно трудно, «люди сети» не рассчитывают на людей живущих вне ее. Ну, что же, мы не гордые, можем превозмочь предубеждение и в сеть заглянуть. 

А. Дугин решил назвать свой «центр» именем Ильина. Понятно, что это не могло не вызвать отрицательной реакции в довольно широких кругах, правда, пока еще не достаточно широких.
С нашей точки зрения оздоровление общества должно ассоциироваться именно с расширением данных кругов, а не со странной инициативой философа.
Ректор РГГУ не нашел ничего лучше, как обвинить своих оппонентов в работе на СБУ. Дескать, «дискредитация» Ильина – это дискредитация нашего руководства в столь не простое для страны время. Как-то так…

Самое любопытное заключается в том, что у А.Дугина в книге посвященной Хайдеггеру есть краткая характеристика философии Ильина. Я узнал об этом только из ролика Кургиняна, но оказывается в сети это уже хорошо известно. Приведем этот фрагмент (2010 г.).

«Иван Ильин: русский патриотизм на прусский манер

В философе Иване Ильине мы встречаемся с почти карикатурной попыткой создания бравурной версии русского национализма, успешно обходящей все сколько-нибудь важные и существенные темы, принципиальные для выяснения возможности русской философии, и подменяющей вопрошание и выявление болевых точек потоком право-консервативного сознания, копирующего клише европейского национализма применительно к русскому обществу. Такого общества, о котором пишет Иван Ильин, находясь в эмиграции, никогда не существовало, не существует и не может существовать: речь идет о нормативной пруссаческой грезе, желающей представить Россию четко работающим социальным механизмом германского типа – с отлаженной моралью, звонким официозным патриотизмом, конвенциальной религиозностью и психической упорядоченностью. В результате такой конструкции из поля зрения Ильина выпадает все сколько-нибудь значимое для России содержание – здесь ничего не сообщается ни о западническом полюсе, фокусе В (который с порога отметается как несуществующий), ни о специфике архаического полюса, ни о фокусе А (который вообще оставляется без внимания), ни о герменевтическом эллипсе, который должен был бы у всякого нормального русского человека вызывать, как минимум, гнетущее беспокойство (у Ильина он почему-то ничего не вызывает). Своим невежественным апломбом и казенным «национализмом» И. Ильин, возможно, обязан матери-немке Каролине Луизе Швейкерт фон Штадион.
Свои философские тексты И. Ильин строит в духе персонажа повести Н.С.Лескова «Железная воля» (66) Гуго Карловича Пекторалиса, «выписанного в Россию вместе с машинами». В них есть «железная воля» борьбы с коммунизмом до последнего дыхания, без какого бы то ни было понимания как природы советского режима, так и причин, приведших к падению монархии и к Октябрьской революции, равно как и понимания структуры русского общества. И. Ильин «аккуратно и бесталанно» (словами Н. С. Лескова о Гуго Пекторалисе), механически воспроизводит русский национализм, патриотизм и бравый монархизм, умудряясь пройти мимо всех содержательных сторон русской истории, которая осуществляется на его глазах, при его участии и с его помощью. Так как в таком чисто немецком казенном мышлении нет ничего русского, мы без большого ущерба оставляем его тексты и теории без рассмотрения»
.

Подписываюсь под каждым словом. Лучше не скажешь (если говорить так же кратко). Признаться, ваш покорный слуга в своей статье от лета 2022 года «Ядовитые пары философского наследия» первоначально тоже хотел указать на «немецкое происхождение», как на одну из причин специфики философии и политических пристрастий Ильина. (https://otshelnik-1.livejournal.com/33597.html?ysclid=lvb8w6rfvc564562187)
Но, в конце концов, вымарал это из текста. Мне показалось это мелким при разговоре о философии. Впрочем, это говорится вовсе не в укор Александру Гельевичу, ведь подобная мысль как-то сама собой приходит в голову. И раз уж озвучено, внесем свои пять копеек.

У меня Иван Ильин прочно ассоциировался с персонажем повести А.П. Чехова «Дуэль» - с фон Кореном (в исполнении В. Высоцкого он великолепен).
Доктор Потапенко (А.Папанов) в повести прямо кричал на фон Корена: «Это тебя немцы испортили!»
Фон Корен это карикатура на радикальную русскую интеллигенцию того времени, даже не особо левую, скорее, претендующую на альтернативу «затхлому официозу».

Ильин был кадетом. Поправел он уже после 1917 года и в основном в эмиграции.
Если перефразировать Лассаля, по отношению к самодержавию все политические партии сливались в одну революционную массу. И это было в определенной степени действительно так. Любопытный факт: известный революционный и политический деятель С.М. Киров (Костриков) начинавший свою деятельность в РСДРП(б), с 1909 года оказался теснейшим образом связан с кадетской партией, был ведушим публицистом одного из ее печатных органов и «вернулся» в РСДРП(б) только накануне революции. И это было совершенно естественно.
А в самом начале ХХ века в либеральном журнале «Мир Божий» могли мирно печататься Н.А. Бердяев, Ф.Д.Батюшков, И.А.Бунин и В.И.Ульянов (Ленин)… Несмотря на все принципиальные противоречия «между».


Повторим в который раз: никто из лидеров или идеологов белого движения не годится в качестве символа дореволюционной России, ибо белое движение было реакцией Февраля на Октябрь. Белое движение было либерально-западническим отрицанием дореволюционной России. Именно поэтому на территории России оно просуществовало всего 2-3 года. Это был политический выкидыш. И этот прозападный выкидыш, как и положено, был «абортирован» на Запад.

Если стоит задача «синтеза», то «синтезировать» можно только советский период с дореволюционным, хотя и такая постановка вопроса во многом надумана, ибо советский период был по существу органичным продолжением дореволюционного. Он отрицал изжившие себя формы, но при этом сохранял, выдвигая на передний план и усиливая определенное традиционное содержание, оформлявшееся столетиями и ставшее жизненно актуальным для России в ХХ веке.

Вам нужен символ дореволюционной России? Именно правый?  
Кургинян вполне резонно говорит – да возьмите любой. Их в русской истории пруд пруди. Он навскидку предлагает Ф. Тютчева или К. Победоносцева. Кстати, если бы статьи Победоносцева, например, о буржуазной демократии печатались в СССР, его население гораздо труднее было бы купить на всякую «демократическую» туфту.
Со своей стороны можем предложить Дмитрия Ивановича Менделеева.
Православный человек.

Монархист.
Русский националист.
Консерватор.

Ученик Д.И.Менделеева В. И. Вернадский, будучи человеком либеральных взглядов и одним из лидеров кадетской партии, не разделял консервативных, «охранительных» взглядов своего учителя и, вместе с тем, свидетельствовал:

«Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества. Мы как бы освобождались от тисков, входили в новый чудный мир… Дмитрий Иванович подымал нас и возбуждал глубочайшее стремление человеческой личности к знанию и его активному приложению…»

Консерватор «освобождал» либерала «от тисков» обыденных представлений, и открывал ему новые «чудные миры», «возбуждал глубочайшее стремление к знанию». (Невольно приходит на память сакраментальное: все, что либерально - поверхностно, все, что консервативно – фундаментально.)

Ну, почему не взять на знамя Д.И. Менделеева?
Да, потому, что нужен был конфликт. Уж, не знаю, осознанная это жажда конфликта или бессознательная, но конфликтом, как самоцелью, здесь пахнет за версту. Конфликтом и провокацией.

В целом с Сергеем Ервандовичем нельзя не согласиться, однако у него присутствует опасная терминологическая путаница. Он называет Советскую Россию «красной» и «красным» именует советский период, при этом дореволюционную Россию он называет «белой» и, соответственно, «белым» именует весь дореволюционный период.
В результате он (не умышленно) ассоциирует дореволюционную Россию с белым движением, что совершенно недопустимо.

Деятели белого движения неприемлемы в качестве исторических вождей не только потому, что они коллаборационисты, а, прежде всего, потому, что они к исторической России отношения не имеют. Не имеют, именно духовно и политически (а субъективная «любовь к России» - это инвариант, который можно вынести за скобку).
Первично именно последнее.
А их коллаборационизм – это уже следствие.

Не было «белого периода» в истории России.
«Красный период» был. И мы можем предъявить его достижения.
Дореволюционный период был, и мы прекрасно знаем, что достижения «красного периода» базировались на достижениях многовековой дореволюционной России, они были их стремительным и мощным продолжением и развитием.

А «белого периода» не было.
Если, конечно, не считать нескольких месяцев «послефевральского» бардака, испепелившего империю, да 1,5-2 лет не меньшего бардака различных белых правительств на нескольких локальных территориях страны, бардака, закономерно закончившегося стремительной эвакуацией, причем не менее бардачной.
И этих людей нам предлагают в качестве авторитетных менторов на предмет «как нам обустроить Россию»?    

Кадеты могут обучить только одному – как приводить империю к катастрофе, как ее разваливать, как устраивать успешные «майданы».
Именно этому пытался учить Деникин Трумэна – как расшатывать СССР изнутри.
И Ильин в письмах к главе РОВС и в своих аналитических записках тоже выступает как конструктор внутренних политических диверсий в СССР, он предлагает работать, прежде всего, в столице среди войск гарнизона и в частях особого назначения. Но ведь РОВС при этом еще и прямыми диверсиями пытался заниматься, сиречь террористическими актами.
Кадеты в свое время сами-то террором не баловались, предоставляя эту «честь» эсерам и анархистам.
Ильин:
«Для этого необходимы выдержанные и опытные конспираторы…»
Он советует:
«Осторожно добыть правила конспирации от старых революционеров Бурцева и Савинкова. Для успеха конспиративной организации лучших элементов нужно дополнить подкупом худших».

Кургинян справедливо причисляет к коллаборационистам всех белых, но при этом делает исключение для генерала Корнилова, дескать, он рано погиб, и нет формальных оснований его обвинять. На самом деле Корнилов-Алексеев-Деникин – это в политическом плане единая троица. По убеждениям упертые кадеты (военные не могли напрямую входить в политические партии, а тем более, в масонские ложи).
Трения Корнилова с Алексеевым были вызваны исключительно организационными моментами при создании Добровольческой армии. Из троицы генералов Корнилов был наиболее либеральным, он, например, на высшем военном посту мог совершенно спокойно работать с комиссаром от Временного правительства Савинковым. А кредо террориста Савинкова известно – против Советов с кем угодно.
 

Директор учебно-научного центра «Высшая политическая школа философ Александр Дугин заявил, что появление петиции против названия центра — операция западных спецслужб, цель которой — разобщение единства народа России.
Простите, господа, но подобные игры с политическими обвинениями, можно сказать, с обвинениями своих идейных оппонентов в государственной измене – это «палка о двух концах». Причем второй-то «конец» намного толще будет. Уж если произнесены эти слова про «операцию западных спецслужб» и про «разобщение единства народа России», то присвоение Высшей политической школе имени философа и политика Ильина (фигуры вполне себе эпатажной) именно под указанную квалификацию и подпадает. Это создание скандала на ровном месте.

И строго говоря, РОВС и НТС, духу и делам которых Иван Александрович был отнюдь не чужд, к операциям западных спецслужб против СССР имеют как раз самое непосредственное отношение. К тому же сама наша российская государственность «вхожденческой» эпохи, по свидетельству самого президента Путина, плотно курировалась ЦРУ. Его агенты вполне официально и открыто состояли в качестве советников при правительстве РФ.   
Была цель «войти», а для этого надо было подчиниться «уставу» и соответствовать «требованиям» заклятых «партнеров» России. И «Ильин, как наше всё», был частью этой политики, политики цивилизационной капитуляции. 

Вроде бы последнее время складывалось впечатление, будто руководство пытается потихоньку про Ильина «забыть». «Год А.Зиновьева», «денацификация», «антиколониальная борьба», тыр-пыр-восемь-дыр.
Мало ли за последние три десятилетия «вхожденчества» было сотворено различных деяний, которые сегодня, с учетом изменившейся на 180 градусов политической конъюктуры, уже с очевидностью предстают «как разрушительные», если не выражаться крепче? Тот же Кургинян утверждает, что все, необходимое нам для «выстаивания», лежит по ту сторону того, что творилось последние 30 лет. По ту…

В 30-х годах ХХ века происходила стремительная фашизация Европы, направленная против России-СССР. Россия европейским фашизмом была приговорена. И такие, как Ильин, приняли эти общеевропейские процессы с небывалым воодушевлением, они стремились быть в первых рядах «освободителей России от большевизма». Ильин, как идеолог движения, считал, что оформлять фашистские ячейки, которым в РОВС уже было тесно, в виде отдельной партии  нерационально. Ведь они эту организацию фактически контролировали, а в случае партийного оформления им ее пришлось бы покинуть, поскольку членам РОВС формально было запрещено состоять в политических партиях
Так что РОВС был практически фашизирован. 

(Русский колокол. №3. 1928 г. И.А. Ильин. «О русском фашизме»).
И это медицинский факт.

Сегодня снова происходит консолидация Европы и ее постепенная фашизация, и снова все это решительно направлено против России. Так на чьей стороне объективно работают те, кто поднимают на щит Ивана Ильина?
Я просто задаю вопрос.

Сегодня Россия, предельно деформированная под «вхождение» во всех отношениях, должна героически заниматься прямо противоположным. Она должна объединенному Западу противостоять, причем тоже во всех отношениях, включая военное. То есть по сути дела она должна выполнять функцию СССР, хотя последние три десятилетия из РФ усиленно стремились сотворить его антипод. 

Предположим, «разворот» во многих аспектах по понятным причинам сложен технически или психологически, но ведь в случае «философа Ильина» все просто. Щелк - и нет никакого Ильина.
Нет в прежнем качестве.
А есть реальный Ильин, который в духовные вожди не годится от слова «совсем».

Или даже с этим своим идеологическим «достижением» процесса «вхождения» наше руководство не желает расстаться?
Неужели так трудно?

Ну, хотя бы для вида…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня будет небольшой разбор хвостов. Напишу о разных важных вещах, о которых написать непременно надо, но всё как-то некогда. Военный переворот в России Ходят слухи , что в России готовится военный переворот. Дата назначена на 07 ноября. На ...
. Все просто: про десятину слыхали? - Отлично. Значит так: в "цивилизованном мире" сумма кредита не может превышать в среднем 3 годовых дохода заемщика. Ну а ставка по кредиту со сроком погашения 30 лет, например в США, сегодня 3.5%. Пусть у заемщика годовой доход 100 тугриков. ...
ellana (Спасибо, Николай) ...
Через полтора часа мне должны были бы делать лазерную коагуляцию сетчатки глаза. Но я не пошла. Вчера позвонила и отказалась, хотя врач по телефону уверяла меня, что после неё хоть сейчас в дальний полёт или на экзамен. Нет, - решила я. - Не так внезапно: не обдумав, не взвесив, не узнав м ...
Ну, какой нормальный русский, будучи за границей пойдет в русский ресторан? Мы тоже так думали и раз пять проходили мимо этого удовольствия. Начнем с того, что находится ресторан в доме, где раньше жил Френк Синатра. Далее, и открыт он на часть Нобелевской премии Иосифа Бродского, ...