Местийцы VS тбилисцы

Если кто не в курсе: Кирилл Константинович Кузьмин — человек, которого прочили в руководители Первой советской гималайской экспедиции, но его работа главным инженером Саяно-Шушенской ГЭС перевесила. Снежный барс (восходитель на все четыре семитысячника СССР) №2.
Так вот, в 1961 году ККК принимает участие в грузинской экспедиции на пик Победы. Планы: одна группа идёт траверсом по западному гребню, вторая делает восхождение по восточному, подстраховывая траверсантов. Задача наисложнейшая (я даже не пишу "по тем временам", она просто очень сложная) и тут выясняется, что оптимально разбить состав на две группы не получается. Группа делится не по желанию идти на тот или иной маршрут, не по альпинистской квалификации и опыту (на траверс должны идти более подготовленные), не по текущему физическому состоянию, а по месту жительства. Часть команды была из Тбилиси, часть — из Сванетии. И каждый хотел идти только со своими земляками: сваны со сванами, тбилисцы с тбилисцами. И тогда получалось, например, что сильнейший участник — Михаил (Чхумлиан) Хергиани (не буду тут расписывать про легенду советского альпинизма) — в траверсе не участвовал.
Руководителю экспедиции — Отару Гигинеишвили — пришлось агитировать участников к отказу от местничества, и только после этого получилось сформировать группы по более-менее спортивному принципу.
Дальше получилось, увы, как получилось, история известная, рассказанная всё тем же ККК в "Побеждённых вершинах" 1970 г. и многократно процитированная в различных книгах, статьях и интернет-публикациях.
Но такой вот интересный факт: не хотели тбилисцы и сваны ходить друг с другом, и это уровень сборной республики. Интересно бы узнать, как обстояли дела с местничеством во время восхождения на пик Коммунизма грузинской командой в 1955 г., но у меня таких сведений пока нет.
|
</> |