Мессии и последователи

топ 100 блогов colonelcassad22.05.2012 Мессии и последователи

Алексей Кравецкий, выдал очень годную концептуальную статью на тему ролей Мессии и Пророка в соотнесении с рядовым человеком как носителем абстрактной истины.
Являясь атеистом, Алексей в итоге приходит к выводу, что истина, это не то, что сообщил Мессия или Пророк (в выводе не говорится о Боге, что в моем разумении подразумевает, что и Бог не есть носителем истины для человека, который ищет истину сам, а не пользует то, что ему предоставляют "носители высших истин"), а то что человек может найти сам. Это антропоцентричная картина мира и в принципе, она отвечает моим представлениям о том, как все устроено.
Сам материал вызвал волну ожесточенной критики со стороны верующих, как в блоге http://www.odnako.org/blogs/show_18347/ Алексея на "Однако", так и со стороны некоторых коллег Алексея по СВ, углядевших в материале толстые намеки на Кургиняна (он уже отреагировал, что само по себе симптоматично и призвал оформлять раскол http://so-l.ru/news/show/3862151"с антипоклонниками" ) и себя. 
Вся это полемика на мой взгляд весьма говорящая и говорит о том, что Алексей выхватил очень важный момент, безотносительно обид верующих или поклонников Кургиняна.
В наше время, когда от тех или иных людей, организаций, партий или высших сил, ждут каких-то откровений, востребованы как раз люди, способные добираться до истины сами, без упований на пророчества. Пророки и мессии, здесь только помощники, да и то, не в каждом из случаев. С соблазном же отдаться слепой вере в нового пророка/мессию, справляются далеко не все, и надо сказать, за годы наблюдений за различными движениями, стоит отметить большой процент людей, которые перекладывают ответственность за поиск истины с себя, на "того парня" с мессианскими замашками. А потом по энному разу приходится наблюдать очередные страшные разочарования и гневные слова про обманутое доверие.

В общем и целом, статья концептуально-полемическая и я уверен, что не все примут ее положения, но вместе с тем, она на мой взгляд стоит потраченного на ее прочтение времени.

О мессиях и последователях. Рассуждения не о религии.

Как настоящий атеист, я смело пользуюсь любыми религиозными метафорами, когда мне не хватает атеистических. Вот и сейчас тема такова, что лучше, чем в религиозном ключе, не скажешь, поскольку речь пойдёт как раз о чём-то подобном. Не о религии, а о светских мессиях и пророках.

В прошлом году я говорил: люди ждут прихода Мессии. У людей, надо отметить давно и, судя по всему, надолго заведено этого самого Мессию ждать. Обнаруживает ли мир признаки собственной гибели или тщательно скрывает их от данного конкретного гражданина, а душа всё равно тянется к Высокому. Весь вопрос только в том, насколько хорошо удаётся эту тягу в себе подавить. Если вообще никак — гражданин ежечасно сообщает коллегам, что Мессия грядёт со дня на день, всех гадов развесит по фонарным столбам, а хороших, наоборот, подвергнет безраздельным милостям. Нормально удаётся — гражданин об этом молчит, но всё равно надеется. Удаётся на отлично — гражданин всякую идею о Высоком демонстративно отвергает, причём, с каждым днём отвержение усугубляя, что в своей наиболее выраженной форме побуждает гражданина яростно отрицать Высокое даже тогда, когда о Высоком никто и словом не обмолвился. Ну, типа, «я три дня гналась за вами, чтобы сообщить вам, как вы мне безразличны».

В те прошлогодние времена меня закономерно упрекнули, что, де, я забыл про «не царь, не бог, и не герой». Что сами, мол, без богов и царей. И, соответственно, без мессий.

А я не забыл, я просто к тому моменту недостаточно хорошо ещё вспомнил то самое, что по этому поводу надо сказать. Оно со всей ясностью тогда пред взором не предстало, но сейчас, вот, уже предстало, поэтому давайте я наверстаю.

Ждать Мессию и искать его Пророков, скажу я вам, это — вполне естественно. Как было сказано выше, человека тянет к Великому и Высокому, но — вот, незадача — человеки не верят в себя. Человекам кажется, будто лично у каждого из них нет никакого таланта ни к чему, вот разве что имеется неплохой вкус или какая-то безделушка типа того. А потому, если кто-то и может додуматься до Высокого, то исключительно особо умные люди. Точнее даже, не просто особо умные, а обладающие вундервафлёй марки «контакт со Всевышним», кою кому попало не выдают. Во всяком случае, вот им, например, точно не дали. В результате максимум, что светит каждому отдельному гражданину, это обнаружение правильного пророка, который предельно доходчиво изложит самую-самую Истину, и этой Истине данный гражданин тогда-то и последует.

Пророка в своём отечестве традиционно нет, однако их всё-таки иногда находят, что, впрочем, при неправильном восприятии постановки вопроса упорно не помогает. А всё потому, что пророкам и мессиям приписывается то, чем они не обладают и не должны обладать, — то есть, их пророчья непогрешимость их мессийских мнений.

И, если сходу, то оно всё так ведь? Есть, вам очевидно, гениальный человек, который излагает свою гениальную концепцию. В этой блестящей концепции каждая деталь заведомо должна блестеть, а потому даже те детальки, которые при первом знакомстве показались тускловаты, отдраиваются восторженным восприятием до блеска. Пророк настолько во всём офигенно прав, что через некоторое время начинает казаться, будто сомнения в словах пророка — это уже как бы преступление перед мирозданием. Хочется жадно ловить каждое слово Пророка, и, мало того, ещё и каждое собственное действие подкреплять какой-нибудь цитатой из Пророком сказанного.

Ведь сказанное Пророком как бы заведомо благословлено. Особенно, если этот Пророк на самом деле вообще — Мессия. Ты как бы заведомо не можешь быть неправ, если под твои собственные действия можно притянуть какую-нибудь цитату мессийского послания. На то ж он и Мессия — чтобы спасать мир. Не может же он его спасать неправильными посланиями?

И вот в этот самый момент приходит самое время, чтобы ввернуть наиболее убойную религиозную метафору.

Пророки и Мессии несут не их собственное непогрешимое мнение. Их фишка совсем не в этом. Их фишка в том, что это Бог говорит с людьми их устами. Не мнению Пророка надо бы последовать, а мнению этого самого Бога. Который этих людей за их неведомые заслуги или провинности решил использовать как свой инструмент.

Если же переводить с религиозного на русский, то суть светских Пророков в том, что они обладают чудесным проклятьем превращать в слова коллективное бессознательное. Им под силу сказать то, что другие чувствуют. Причём, сказать так, чтобы эти чувства усилились.

Любой порядочный Мессия при словах: «чувак, я тебя не понимаю, но я готов делать вслепую всё, что ты прикажешь», — должен ответить: «вали отсюдова». Потому что Высокая цель — в другом.

Мессии должны сказать: «чувак, ты только что сказал то, что я всё время думал, но выразить не мог». И это только первый шаг. Потому что последний шаг: «чувак, я только что сам сформулировал то, что ты никогда мне не говорил, но оно ложится в концепцию».

Вот тогда всё было не зря. Тогда, если тысячи и миллионы так сказали, мессия действительно был Мессией.

Велик, знаете, соблазн заключить: «А! Они ж все — бараны. Не сегодня-завтра найдётся волк, который их всех схарчит. Поэтому соберу-ка я их в отару и поскорее погоню к Царству Божьему под моим чутким руководством». Правда ведь — а ну как схарчат? Ведь не корысти ради, а токмо для их же блага. Человек слаб и грешен, глуп, эгоистичен, недальновиден, доверчив и неискушён. Поэтому, пока к ним в пастухи не записался волк, запишусь лучше я. Ну а потом, после построения Царства Божьего, глядишь, и баранистость пофиксим.

И сему соблазну некоторые даже поддаются. И даже получают от него удовольствие. Однако есть одна проблема: в Царство Божье отарами не ходят.

Переводя с религиозного: коммунизм — это прежде всего развитие в каждом человеке всеобъемлющей полноценности. Способности найти и обосновать Истину самостоятельно, а не уверенно повторить то, что где-то читал или слышал. Самый размессиистый Пророк не имеет право пророчить в режиме чёрного ящика. Напротив, он только тогда несёт Истину, когда делает её для людей максимально прозрачной. Ту самую истину, которой люди уже и так интуитивно обладают, но разрозненно и неупорядоченно.

Бог, как вы знаете, во всём. Право слово, в таком контексте, не добавляет же Мессия ещё немножечко Бога? Отнюдь — он делает Бога более понятным. Он помогает наладить с ним контакт. Точнее, понять, что этот контакт уже есть. Мессия не выступает в роли переводчика с языка, неведомого среди смертных никому, кроме лично него, и тщательно им скрываемого. Нет, он обучает этому языку, поскольку все способны ему научиться, просто кто-то должен был оказаться первым и, так вышло, вот именно этот Мессия как раз и оказался.

Переводя с религиозного: пророк помогает вербализовать присущее человеку чувство справедливости и связь этого чувства с конкретными поступками. И, самое главное, не только вербализовать, но и научиться вербализовывать. И научиться развивать. Научиться говорить на этом языке и генерировать на нём новые мысли. Уже без обязательного участия Мессии.

Когда же Мессия поддаётся вышеописанному соблазну, получается хреново: неизбежный волк приходит уже на хорошо подготовленных баранов. Которые вместо того, чтобы тренироваться в осознании их индивидуального сознательного и вербализации их коллективного бессознательного, тренировались ходить отарой куда скажут, жрать что дадут и (для их собственного блага) сначала выполнять, а потом уже думать и соизмерять выполненное с присущим человеку чувством справедливости. Точнее, безо всяких «потом» — не думать и не соизмерять, поскольку до этого, блин, всё руки никак не доходят. Блин, сейчас некогда — делать же надо.

Особенно хорошо неизбежному волку, конечно, когда в бараны себя записывают добровольно — так при покровительстве Мессии процесс идёт гораздо быстрее и надёжнее. Ведь, как вы понимаете, раб, который сам хочет стать рабом, будет гораздо более покладистым рабом, нежели тот, кого заставили.

Мессия должен помочь живущей в каждом Истине перестать скрываться от взоров тех, чьим гостеприимством она пользуется, а вовсе не подселить своим авторитетом в умы сограждан какого-то непонятного бомжа. Цитата из Учения Мессии ничего не стоит до тех пор, пока последователи не могут от и до вывести её самостоятельно. А само учение — пока его не могут развивать без ссылок на первоисточники и участия первоавтора. Деяния во имя Пророка не имеют отношения к Царству Божьему, если они делаются по приказу, а не потому, что к ним лежит душа.

Человек должен понять, что он — носитель Истины не потому, что её ему лично сообщил Мессия, о чём даже имеется соответствующая справка, а потому, что он эту Истину может искать сам. И, что характерно, не только искать, но и находить — часть за частью, фрагмент за фрагментом.

http://lex-kravetski.livejournal.com/412170.html - цинк


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
« В среду Генеральная Ассамблея ООН в очередной раз приняла предложенный Грузией проект резолюции «Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия, и Цхинвальского района/Южной Осетии, Грузия» Российская федерация ...
Прекрасный Рыцарь только что рассказал своей Печальной Слушательнице историю гибели матери…История, безусловно, трагична и Рыцарь, задыхаясь слезами, припадает к коленям сидящей перед ним в карете девушки. Которая, в свою скорбную очередь, не далее как недавно, потеряла ...
Я довольно часто слышу, что кто-то просвещает утро планированию дня, а некоторые начинают день со спорта. В прошлом году наблюдала, как весной и летом стало больше тех, кто бегает по утрам и с радостью делились результатами своей утренней пробежки. Зимой и осенью бегают существенно ...
Как и многие подростки в его возрасте, Тори имеет массу вредных привычек, в том числе и курение. 10 лет из своих 15-ти он курит. Вначале, имитируя поведение старших, просто попыхивал сигаретой, потом втянулся и попал под никотиновую зависимость. И ...
Флориду Трамп взял, а Пенсильванию похоже нет Охайо взял Байден. Похоже будет 50/50 Как бы не случились волнения. Ситуация изменилась ;) Дело в том, что демократы голосовали заранее. И поэтому в начале результаты были весьма печальны. ...