Мерлезонский балет - хобби короля Людовика XIII
matveychev_oleg — 28.07.2024Этот балет в 16 актах был поставлен королём Франции Людовиком XIII и исполнен 15 марта 1635 года в замке Шантийи и 17 марта в аббатстве Ройомон.
Подобные балеты появились во Франции во время правления Генриха III стали традицией в эпоху Людовика XIII. Это были красочные представления, в них сочеталась хореография, вокальная и инструментальная музыка, театр и поэзия. Исполнителями были король и члены его семьи, профессиональные танцоры, придворные. Людовику нравилось устраивать празднества в честь разных событий, в которых развлекалась французская аристократия.
Король Людовик XIII сочетал в себе разные таланты – чеканил монеты, писал стихи, сочинял музыку, любил и в земле повозиться, выращивая растения, плёл корзины. Но главным его увлечением была охота на дроздов, именно ей он и посвятил Мерлезонский балет, что дословно в переводе с французского означает - «Балет об охоте на дроздов» или ещё более точно «Дроздование».
В то время охота на дроздов была популярна, но в то же время это было сложное занятие. Охотник, выслеживающий дрозда, мог сделать только один выстрел и, если не попадал, нужно было переходить на другое место, так как пугливые птицы быстро улетали. Людовик гордился тем, что ему всегда удавалось совершить удачный первый выстрел. Он настолько полюбил охоту на дроздов, что перенёс само действие охоты на сцену в виде балета.
Это был балет-пиршество в честь успешной охоты на дроздов, причем в балете выступали все участники этой охоты – охотники, пажи, конюхи, братья короля и сам король.
Однако, Людовик отказался играть сам себя, его играл другой актёр, а король взял себе эпизодические роли – крестьянина и торговку приманками.
Поглазеть на балеты разрешалось и простому народу, которого допускали в Большой зал Лувра.
Мерлезонский балет считался выдающимся произведением, его ставили в один ряд с «Лебединым озером» или «Щелкунчиком».
Довольно распространённое выражение «Вторая часть Мерлезонского балета» появилась после выхода фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Когда во время бала церемониймейстер объявляет: «Вторая часть Мерлезонского балета», д’Артаньян врывается в залу и сбивает его с ног.
Так и стал с тех пор «Мерлезонский балет» стал означать – резкие изменения или поворот событий.