Меркурий древних русов-сабинян

цитирую из данных академика Вельтмана,на которые я не раз
ссылался.
Названия пророчиц, упоминаемые Тацитом, чисто славянские; Veleda,
Beknöa, соответствует имени Влада или Велица, Велика, Aurinia
соотв. имени Обрения.
По Диону Кассию, после Велицы или Влады пророчицей была râwa —
слав. Иана, Ианья, Ганна.
В IV кн., § 61 своей истории Тацит пишет о Веледе: «Эта дева родом
из Бруктерии ,она имела великую власть, основанную на древнем
обычае германов, которые по суеверию предсказания женщин считали
волею богов».
«Из божеств преимущественно поклоняются они Меркурию и в известные
дни приносят ему человеческие жертвы. Геркулесу же и Марсу приносят
в жертву животных. Часть сайван поклоняется также Изиде. Не знаю,
откуда и когда перешло к ним это верование: но изображение ее под
символом либурнской ладьи (в виде полумесяца) доказывает
постороннее происхождение. Изображать божество в человеческом
образе и заключать его в стенах считают они несоответственным
величию неба. Они посвящают богам леса и рощи, которые у них и
носят имена божеств; в этой таинственности видят они святыню».
Поклонение Марсу или Арею и Геркулесу понято Тацитом из
однозначительных знаменований поклонения Вишну — дева Харэ — богу
Харэ, и олицетворения его в свойство победы — Витязя, Световида —
Светавасъ.
Марс, по толкованию чешского словаря Соломона IX века, и
соответствует Световиду.
Поклонение Изиде, почитаемое Тацитом за занесенное к сайванам, по
изображению в лике молодого месяца объясняется следующим.
Иса у полян, в Залесье Jess, есть название Сивы (Siwa, Жива, Сиева;
Сибог, Живбог, Жилбог, Ziwiena). Он есть Сома или Чандра (луна,
лоно). Лик луны и был его символом, в свойстве нарождения.
Замечание Тацита, что сайване считали недостойным божественного
величия изображать божество в образе человеческом, относится до
верховного божества пранна, праннава. Индейцы изображали Парабраму,
оум, в эмблемах; лики же относились только до аватар (воплощений) и
до сил стихийных, как деятелей живой природы — Сивы. В этом
значении было и поклонение силам: Индре (Ютру, Ютробогу), правителю
воздуха, востока; Агни — огню — правителю юга; Варуну (или — вас) —
воде, и Ямо (humus) — земли.
Здесь, в сущности, тоже тримурти, заключающееся в единстве
Парабрамы; ибо Индра — утро, просвет, пра-бог — прабга, воздух,
обнимает все прочие стихии и заключается во всех; агни — проявление
Брамы; почему он и называется предходящий; варуна — проявление
Вишну; #мо
— Сива, бытие, сочетание стихий.
«Nee cohibere parietibus Deos». Хотя, казалось бы, Тацит и
противоречит себе при описании побед Германарика и разорении храма
(templum) марсов на p. Beppe (Werra — верховье Visurgis, Visura,
Везера), но в понятиях сайван действительно храмы не имели ничего
подобного с пантеонами греков и римлян. Их святые места, обители
жреческие, были, как и в Индии, кладбища родов62. При могилах
отцов, родоначальников, совершались у них жертвоприношения
(поминки, приношение пищи богам духам или душам умерших); тут были
судилища, снемы или сонмы, и приюты для странников. Сборные63
здания назывались гостиными или гостинницами, откуда и римское
hostia, hôtel — hostel, kosciol.
В «Vita S. Ottonis» упоминается о штетинских (сталинских) гостиных,
названных по описке гонтинами.
«Там были четыре храма; главный из них отличался по художеству и
был украшен внутри и снаружи выпуклым (барельефным) резным
изображением людей, птиц и зверей, столь сходных с природою, что
они казались живыми; краски же на внешности храма не смывались
дождем, не бледнели и не тускнели. Следуя древнему обычаю, штетинцы
отдавали в храм десятую часть военной добычи и оружие побежденных
неприятелей. В святилище храма хранились серебряные и золотые чаши
(из коих при торжественных случаях знатнейшие люди пили и ели),
также буйволовые, оправленные золотом рога, которые служили и
кубками и трубами. Ножи и прочие драгоценности, находившиеся там,
удивляли своим художеством и богатством».
В этом значении должно понимать и упоминаемый Тацитом templum
Tanfana на Верре, против Милибожских гор (Μηλίβοπον Ορος) под
Чернолесьем (sylva Semana, sylva Dominae, Bacenis sylva, Buchovia,
Fagonia, — Буковина)64, называемым Тацитом Caesia sylva, без
сомнения, Cassia sylva — Чешский лес. В этом же месте, по Птоломею,
означено Δε`5;φανα, Δεφανα (по описке Αεφανά), т. е. Девино; ибо
это название места или города встречается по всему населению
славян: Devona — Девино на Рейне, против бывшей Argentoaria —
Сребренницы, переименованное готами в Freyburg (Град девы). Devona
в верховьях Майна; Divona близ оз. Лемана; Девно в Булгарии; Devin
— местечко выше Пресбурга, при Дунае; нем. назв. Theben. Magdeburg,
т. е. Deveïhrad, в Богемии, на р. Тейе. Marionia Птоломея —
Parthenopolis — Magdeburg, или бывшийДевмн град, на Эльбе. Таким
образом, и название Tanfana, Defana — есть собственно Девино, во
имя божества Девана, Dzevanna; от дайва, дайван — судьба,
предопределение, фортуна, соответственно чешскому daufani, dufani —
упование, надежда, и польскому dufanue — ввериться, положиться на
судьбу.
Обеты богам, или жертвенные костры, возжигаемые на горах,
упоминаемые в древних чешских стихотворениях, совершенно
уподобляются голокостам, или древнейшим жертвоприношениям.
Вот,ксти,откуда термин Голокост. Голая кость!
Содержание белых коней для колесницы божества относится в духовном
значении к Вишну; в стихийном к Индре — Ютробогу; а в обоготворении
лика победы — к тысячеглавому и тысячерукому Арджуне или Арьюне.
Общее им свойство светавах, светавас, светавадниж, т. е.
свето-конный, белоконный.
|
</> |