Меня терзают смутные сомнения...

Формально расклад событий таков - посадив в 1551 г. в Казани "своего " "царя" Шах-Али (того самого Шигалея), московские бояре, следуя политике, заложенной при Иване III и Василии III, решили, что они, наконец-то, ухватили Бога за бороду и решили казанский вопрос.
Ан нет, все оказалось не так просто и однозначно, как могло показаться в момент казанского триумфа лета 1551 г. Шах-Али, хотя вроде бы и хитрый интриган и как будто совсем н глупый, однако не пользовался в Казани никаким влиянием и авторитетом ни среди рядовых казанцев, ни тем более среди местной аристократии (которую не устраивала конкуренция со стороны окружения нового "царя" за власть и деньги). Уже по осени в среде казанской аристократии начали зреть комплоты и заговоры направленные против Шах-Али, Тот попытался разобраться с заговорщиками, ориентировавшимися на ногаев, чисто по восточному - пригласил наиболее видных аристократов которых он подозревал в тайных сношениях с ногаями, и приказал их перерезать, а затем устроил при помощи своих касимовцев и русских стрельцов кровавую баню в городе, перебив еще несколько десятков "князей" и мурз казанских.
Помогла ему такая радикальная мера, устроенная им по образцу и подобию прежних проскрипций, учиненных предшественником Шах-Али Сафа-Гиреем? нет, не помогла. Интриги и ковы продолжались, причем желая устранить касимовца казанские "князья" решил обратиться к Москве. После долгих сомнений в Москве боярская дума решила, что стоит пойти навстречу челобитным казанцев, снять Шах-Али как не оправдавшего оказанного ему высокого доверия, а вместо него посадить в Казани государева наместника фактически тем самым учинив некую личную "унию" Москвы м Казани.
Соответствующее соглашение было достигнуто, Шах-Али выехал из Казани, предварительно сослужив Ивану и его боярам еще одну службу - забрав с собой в качестве аманатов-заложников еще несколько десятков казанских аристократов, после чего в Казань отправился назначенный наместником князь С.И. Микулинский со товарищи и небольшой охраной. И тут произошло неожиданное - в Казани начались волнения, ворота перед наместником не открылись, а переговоры ни к чему не привели. Неготовый к таком повороту событий Микулинский не решился штурмовать город (не имея на это ни сил, ни, судя по всему, соответствующего распоряжения) и отбыл обратно в Свияжск.
События 9 марта 1552 г. решили судьбу Казани - в Москве решили, что хватит играть в дипломатию и пора пустить в дело последний довод королей. Но вот что интересно. 12 марта 1552 г. Микулинский вернулся в Свияжск несолоно хлебавши и, надо полагать, немедля отправил в Москву гонца с печальными вестями. Спустя несколько дней гонец предстал перед светлые государевы очи и пред боярами государевыми. Доподлинные же вести от очевидца в Москву узнали 25 марта 1552 г., на Благовещение. В начале апреля состоялось совещание в Москве на предмет того, что делать, и тогда же были начаты военные приготовления. В начале мая началось выдвижение войск к Казани, а 16 мая Иван отбыл к Коломне.
Итак, с 25 марта по 16 июня прошло менее двух месяцев, и за это время (весенняя распутица вроде бы как в разгаре, ледоход и все такое - по меньшей мере только с середины апреля можно более или менее вести речь о передвижениях ратных) была завершена мобилизация, собраны ратные люди (в т.ч. и с Северо-Запада, с Новгородчины), собраны припасы, погружены в суда и отправлены вниз по Волге вместе с нарядом и всем артиллерийским парком и т.д. И эта скорость меня изрядно напрягает - принимая во внимание тогдашние способы коммуникации, исполнительскую дисциплину и т.п. оргвопросы, не верится что-то мне, что мобилизация и сосредоточение войск и всего необходимого для успешного проведения 3-й Казани были осуществлены за столько короткий срок. Явно подготовка к варианту "Б" шла с осени 1551 г. или с конца того же года, когда стало ясно, что Шах-Али не контролирует ситуацию в городе. И запустил тот процесс, похоже, устроенный Шах-Али "Красный пир" в своем дворце - узнав о нем, в Москве решили на всякий случай подстраховаться и приняли меры предосторожности, начав предмобилизационные приготовления. Как-то так выходит.

|
</> |