Memento мori


В сентябре 1941 года самолёты противника стали появляться над нами и в дневное время. Однажды утром бомбардировщик Хейнкель 111 шел в сторону Подольска. Наши соседи - зенитчики, находясь в трёх километрах от нас, открыли по нему огонь. Лётчики самолёта, заметив это, решили эту батарею атаковать. Самолёт сделал разворот и стал входить в пике, но в этот момент наша батарея из четырёх пушек дала залп, опередив намерение противника. Самолёт от прямого попадания взорвался. Масштабность воздушных расстояний создаёт впечатление, что всё происходит над головой.
Все детали лица смяты в одну ровную плоскость, смотрелись не объёмно, а как бы нарисованные, глаза закрыты. Ещё нашёл планшет, какие носят командиры через плечо на ремешке. Планшет исправен, цел и невредим, только не было ремешка. В содержимом планшета находилась карта местности Подольского района аккуратно сложенная в прозрачной плёнке. Карта меня удивила своими подробностями, каких недоставало в наших картах. Это красноречиво говорило о том, как основательно готовились немцы воевать и в Московской области.
Кроме карты были и какие-то мелкие документы и записи на небольших листках бумаги. И ещё там лежало письмо в конверте. Вместе с письмом очень трогательно было увидеть фотокарточку осиротевшей семьи. Я стоял тогда посреди поля перед вмятой в землю головой асса, обращенной лицом в небо, смотрел на останки и на фотографию семьи и испытывал сложные чувства, почему, наверное, и запомнилось это на всю жизнь. На фотокарточке были изображены молодая мать и две девочки школьного возраста. В глазах муттер и медхен светились радость и надежда. Мне по человечески было жаль их, но и то надо сказать, ведь они не могли не знать какие "букеты" отец семьи, летая в чужую страну сбрасывает на головы людей... Планшет я передал на КП роты.


Воспоминания. История семьи. Василий Филатов. Рисунки автора
|
</> |