(меланхолично)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В блогосферочке очередное бурление, подкрепляемое истерикой в
СМИ — мол, уничтожают исторический облик Пресни, «с Баррикадной
снимают кожу» и ты ды.
Ну про журнолиздов я ничего говорить не буду, там уровень
фактчекинга по определению нулевой. А в блогосферочке застрельщиком
стал (сюрприз!) блогер Одуван, лепший кореш всякой оппозиционной
шоблы (именно шоблы, типа Кацев, Кичановых и прочей перхоти).
Поскольку, в отличие от подавляющего большинства вопящих — я,
во-первых, москвич (привет, Редшон) и, во-вторых, живу в центре и
Пресню знаю очень хорошо, то позволю внести нотку здравого смысла в
этот кошачий концерт.
1. В России начала века для мощения улиц использовался булыжник,
т.е. крупный круглый или овальный камень, который укладывали на
песчаную «подушку». Пример булыги можно увидеть, скажем, в
Петропавловской крепости Спб. Именно булыжник был «оружием
пролетариата» (с) Шадр — а отнюдь не брусчатка. По булыжнику
неудобно ходить, неудобно ездить, мостовая из булыжника разбивается
очень быстро — за несколько лет. При этом у булыжника были два
несомненных экономических преимущества: а) он _существенно_ дешевле
брусчатки, б) для его укладки не нужно ни аккуратности, ни
квалификации, т.е. его положить может и Простое Русское Быдло
(тм).
2. В Европе и, в частности, в Восточной Пруссии для мощения улиц и
проселочных дорог широко использовалась брусчатка, т.е. обтесанный
до формы параллелепипеда камень (гранит или базальт, как правило),
который также укладывался на песчаную «подушку» одним из торцов
вверх. Классическую имперскую брусчатку и сейчас можно увидеть в
Кенигсберге, а также на проселочных дорогах Восточной Пруссии.
Мостовая из брусчатки и выглядит аккуратно, и ходить, и ездить по
ней не в пример удобнее, чем по булыге. При этом брусчатка: а)
дороже, б) требует бОльшего времени для укладки и _существенно_
большей аккуратности.
3. Первые два пункта — это была, так-зять, преамбула. А амбула
состоит в следующем: в России до революции брусчатки не было
вообще. Да и после революции — тоже. Брусчатка появляется уже после
1945 года, причем на первых порах это была брусчатка импортная,
аккуратно выковырянная и привезенная из той же самой Восточной
Пруссии, вошедшей в состав СССР.
4. На Баррикадной в период революции 1905 года лежал булыжник,
который был использован, в частности, для строительства баррикад.
Разумеется, позднее булыжник меняли, причем регулярно — так что
говорить о какой-то «помнящей историю» мостовой говорить не стоит.
Уже в 30-е годы Баррикадная была закатана в асфальт, как и все
основные городские магистрали. К 50-летию революции 1905 года было
принято решение сделать на Пресне «исторично», для чего кусок от
Садового кольца до Зоопарка был вымощен — но не булыжником, который
был бы действительно историчен, а прусской брусчаткой. В 1979 году,
перед Олимпиадой, брусчатку на Пресне меняли — чтобы показать
многочисленным иностранным гостям одну из достопримечательностей
города во всей красе.
Так что говорить о какой-то «утрате» не стоит. Никакого
исторического и практического значения участок брусчатки на Пресне
не имеет. Точка.
Читать в блоге Журнал Старого Ворчуна.
|
</> |